Details

Added by on 2013-04-16

Михаил Державин

Биография Михаил Державин

Появился 15 июня 1936 года в Москве. Отец — Державин Михаил Степанович (1904-1951), всеобщий артист РСФСР, был одним из ведущих артистов Театра имени Е. Вахтангова. Мать — Державина Ираида Ивановна (1916-2000).

Супруга — Державина (Дамаян) Роксана Рубеновна (1946 г. рожд.), известная эстрадная певица, заслуженый артистка России. Дочка — Державина Мария Михайловна (1963 г. рожд.).

Михаил Державин вырос в неповторимом доме на улице Вахтангова. В нем жили артисты, живописцы, музыканты, в соседнем подъезде отыскивалось Театральное обучалище имени Б.В. Щукина. На первом этаже в маленькой квартирке жила семья хорошего чтеца Д.Н. Журавлева. ўут всегда было весело и гулко, для детей устраивались балы, импровизаций и вечера шарад, тут пели, просматривали и танцевали под сопровождение С. Рихтера…

Среди постоянных гостей были Михаил Александр и Державин Ширвиндт.

К Державиным часто приходили узнаваемые вахтанговцы — Р.Н. Симонов, В.Г. Кольцов, А.И.

Горюнов, Н.П. Охлопков, А.Л. Абрикосов и другие. В юные годы Михаил и не подозревал, что в Москве, кроме театра, имеется еще места, куда возможно ходить на работу. Вся жизнь заключалась в театре, что был для него центром Вселенной. Дома дети ставили сказки, сами придумывали декорации, с азартом распределяли роли, шили костюмы.

Кулисами для домашней сцены помогали огромные географические карты, привезенные из Омска, где на протяжении ВОВ Державины совместно с другими артистами Театра имени Е. Вахтангова жили в эвакуации в строении школы. В том месте, в Омске, Михаил не пропускал ни одного театральной постановки отца. Особенно ему нравился "Генерал-фельдмаршал Кутузов", в котором Державин-старшой игрался ведущую роль.

В собственные пять лет Михаил выобучал наизусть монолог Кутузова, просматривал его в военного госпиталь перед поранеными.

Не смотря на то, что в будущем Михаил Державин не сыграл ни одной роли из репертуара собственного отца, но "домашние черты" ослепительно показались в его творчестве — замечательный драматизм, ослепительный юмор, колоритность бытовых подробностей.

Отец умер, в то время, когда Михаилу осуществилось всего 15 лет. Мать не трудилась, остались еще две младшие сестры. Михаил помогал семье как мог: снимался в массовке на "Москинофильме", десятый класс окончил в вечерней школе, поскольку днем приходилось подрабатывать.

В первой половине 50-ых годов XX века Михаил Державин поступил в Театральное обучалище имени Щукина, где его преподавателями стали хорошие артисты Театра имени Е. Вахтангова, которых он не забывал еще с детства.

Работа на арене для молодого артиста началась с гастролей. Во второй половине 50-ых годов двадцатого века, по окончании обучалища имени Б.В. Щукина, его позвали в Ўтоличний театр имени Ленинского комсомола.

Но в то время, в то время, когда Михаил Державин сдавал выпускные экзамены, театр уехал на гастроли по Волге. Присоединился к труппе уже в Куйбышеве. В постановке, посвященном молодым годам Ленина, он сыграл семь эпизодических ролей. А по окончании возвращения театра в Москву сыграл собственную первую громадную роль в пьесе-фельетоне "Ўерьезный возраст" Семена Нариньяни, посвященной стилягам. Спектакль имел громадный успех у зрителей.

Стиляга по прозвищу Бубусь принес молодому артисту широкую знаменитость.

Во второй половине 60-ых годов XX века Михаил Державин краткое время трудился в Театре на Малой Бронной, куда в числе вторых артистов перешел за режиссером А.В. Эфросом. В том же году под действием пожилых друзей А. Миронова и М. Захарова он перешел в Ўтоличний театр Сатиры, где работает сейчас.

Первой ролью Державина в новом театре стал Марич в "Последнем параде" А. Штейна (1968), в котором он совместно с Анатолием Папановым выполнял специально для этого театральной постановки написанные песни Владимира Высоцкого, среди них и весьма популярную вдальнейшем "Утреннюю гимнастику".

Всего за время работы в Ўтоличном отвлечённом театре Сатиры Державин сыграл более 60 ролей. Следуя на арене традициям реализма, он естественен и органичен и в классике, и в пьесах нынешных авторов. В немалообразии нравов, воплощенных артистом, сосуществуют и взаимодействуют две линии: человек хороший, весёлый, открытый (к примеру, Елисеев в "Банкете" А. Арканова и Г. Горина, 1968; Велосипедкин в "Бане" В. Маяковского,1970; Телятев в "Буйных деньгах" А. Островского, 1981; Николай Буркини в "Прощай, конферансье!" Г. Горина, 1984) и человек враждебный, ироничный, изуверский (к примеру, Красная кепка в "Ремонте" М. Рощина, 1975; Скалозуб в "Горе от ума" А. Грибоедова, 1976; Тартюф в одноименной пьесе Ж.-Б.

Мольера, 1977; Семенов в постановке "Мы, нижеподписавшиеся" А. Гельмана; Виктор Викторович в "Самоубийце" Н. Эрдмана, 1982). Каждому храбрецам Державина свойственны внутренняя активность и жизнелюбие.

По словам Михаила Державина, сатира для него — это некогда всего высокая гражданственность, ее назначение — оказать помощь людям разоприниматься в непростых житейских обстановках, искоренить все нехорошое, что имеется в жизни. Создавая образы, артист балансирует на грани забавного и важного, забавного и печального, забавного и уродецливого. На арене Державин обожает театральность, само состояние игры, перевоплощение и, в случае если роль написана одной краской, старается отыскать в ней еще и другую, нащупать в нраве неоднозначность. Так, Тартюф в осуществлении Державина начисто лишен ханжества, с которым обыкновенно связывают представление об этом персонаже.

Его Тартюф делается храбрецом психотерапевтической драмы, он берет не лицемерием и обманом, а открытой наглостью, неотёсанной силой в сочетании с практически мистическим обаянием, исходящем от его нарочито занеторопливых жестов, ровного и властного голоса, от взора, завораживающего собеседника. Артисту удалось передать целый трагизм финального провала собственного храбреца. Жестокость другого собственного персонажа — писателя Виктора Викторовича ("Самокиллер"), стремящегося довести до самоубийства другого человека, Державин скрывает под маской легкодушия, изображая его в иронически кинокомедийной, шаржированно бытовой манере.

Неожиданные краски привносит Михаил Михайлович в роль Бобчинского в "Ревизоре" Н. Гоголя (1972), наделяя его агрессивностью и нездоровым честолюбием. По большому счету, в "Ревизоре" в постановке Театра Сатиры семь дней и Добчинский (Александр Ширвиндт) выдвигаются на первый замысел, отношения их грубо конфликтны и учредины на обоюдной неприязни. в течении всего действия Бобчинский нравственно угнетает Добчинского, но при всем накале соперничества они не смогут быть один без другого.

Наряду с этим для артистов значительно было продемонстрировать обстоятельства, породившие сильное соперничество их храбрецов: сознание личной нереализованности, тоску и пустоту существования.

Трудясь над ролью, Державин всегда старается играться живого человека, во всей его непростости и возраженивости. Так, его властный, амбициозный, непременно уверенный в личной непогрешимости Скалозуб в "Горе от ума" Грибоедова (1976), но по-своему умен, корректен, красив. Епиходов в "Вишневом саде" Чехова (1983) вызывает у зрителя одновременно и хохот, и жалость.

В 1970-х — начале 1980-х гг на арене Театра Сатиры, не считая уже упомянутых ролей, Державин сыграл Медведя в "Простом чуде" Е. Шварца (1971), Иванова в "Феноменах" Гр. Горина (1979), Брауна в "Трехгрошовой опере&по поводу; Б. Брехта (1980).

Интеллектуальная, аналитическая сторона творчества Михаила Державина явственно показалась в образе Роберта Макнамары в исторической пьесе газетчика-международника Ф. Бурлацкого "Бремя ответа"(1985) об Америке времен карибского кризиса. Глава МинОбороны США Макнамара у Державина — не милитарист и реакционер, как данный персонаж продолжительное время трактовался в отечественной прессе, а некогда всего честный, культурный человек, преданный собственной своему долгу и стране.

В пьесе "Рыжая кобыла с колокольчиком" И. Друцэ (1986) Михаил Державин в узкой иронической манере сыграл роль Важного, участника Особой рабочей группе. Пьеса И. Друцэ — философская притча, близкая театру вздора: определенные, жизненно точные нравы помещены в причудливую, нереальную обстановку. Храбрец Державина вне собственной должности, за пределами собственной публично-политической функции — жизнелюбивый, приятный, остромудрый человек. Но застывшие в его сознании догмы воздвигли стенке между ним и настоящей действительностью, все его попытки уоптимальныть и перестроить жизнь оканчиваются ничем.

Храбрец Державина понимался зрителем как печальный знак в далеком прошлом исчерпавшего себя национального аппарата.

В постановке "Прощай, конферансье!" Григория Горина (1984) в постановке Андрея Миронова соединились воедино эстрадная и драматическая грани артистской индивидуальности Державина. Державин и Миронов посвятили спектакль памяти собственных отцов. В этом одновременно забавном и ужасном повествовании о жизни артистов в годы ВОВ храбрец Державина конферансье Николай Буркини — тоненький, хороший, культурный человек, перед лицом смерти обнаруживает несокрушимую мощь духа и рассудока. В постановке "Прощай, конферансье!" Державин — не только центральный храбрец пьесы, но и ведущий представления, вступающий в прямое живое общение со зрителем.

Начав спектакль в иронично лирической манере, он неспешно напряженивает драматизм, переходя в финале к открытому, пронзительному трагизму.

Среди недавних работ Михаила Михайловича Державина в Театре Сатиры — Американец в постановке Ф. Искандера "Привет от Цюрупы!" (1999) и участие в новом спектакле-обозрении "Андрюша", посвященном Андрею Миронову.

Имеется в творческом портрете артиста Державина еще одна черта, которая дала ему особенную популярность. Она показалась еще со времен "капустников", где был рожден узнаваемый дуэт Ширвиндт-Державин. Она разрешила ему стать настоящим мастером правильной и узкой репризы — в эстрадном диалоге, конферансе, сценке, розыгрыше. Сдержанный иронист бойкий юморист и Ширвиндт Державин — так распределены их роли в творческом дуэте.

Позднее они выструхнули в этом качестве не только на эстраде, но и в Театре Сатиры в постановке Ширвиндта "Молчи, грусть, молчи…" (1985), что изначально делался как капустник, к юбилею театра, а в итоге шел на его арене более пятнадцати лет. Во второй половине 90-ых годов двадцатого века состоялась премьера театральной постановки "Счастливцев — Нерадостнцев" Горина — театральной постановки для двух осуществителей — Державина (Счастливцев) и Ширвиндта (Нерадостнцев). В данной пьесе, повествующей о жизни артистов, имеется и игра со зрителем, и буффонада, и цирк, и водевиль, и драма.

Первой киноработой Михаила Державина стала роль в картине "Они первенствовали ". В следующие годы он участвовал в кинофильмах "Джамайка", "Жених из Майами", "Ловелас", "Импотент", "Лебедев против Лебедева", "Моя морячка", "настоящий супругчина", "Новый Одеон", "Ночной визит", "Следствие ведут знатоки. Дело 15.

Ушел и не возвратился", "Сон", "Спасите утопающего", "Ветхие клячи", "Третий не ненужный", "Трое в лодке, не считая собаки", "Чокнутые"… Сравнительно не так давно он участвовал в новой картине режиссера А. Эйрамжана "Агент в мини-юбке", принимал участие в киноконцерте "Ветхие песни о главном-2".

Еще одна броская страница творчества Державина неразрывно связана с твм. Это — узнаваемая передача "Кабачок 13 стульев", которая в течении продолжительных лет была одной из популярнейших передач на отечественном "голубом экране". В ней артист играл роль пана Ведущего.

Михаил Державин удостоен звания "заслуженый артиста России".

Михаил Михайлович увлекается спортом (футбол, хоккей), рыбалкой. Обожает петь. Готовит к изданию собственную автобиографическую книгу "Беснужные воспоминания".

Вечерний Ургант. В гостях у Ивана — Михаил Державин. (14.06.2016)


Занимательные записи:

Подобранные как раз для Вас, статьи:

  • Михаил Ульянов

    Биография Михаил Ульянов Популярный фильм Дмитрия Аужасана ‘Все будет хорошо’ снимали под Питером, в ветхом доме, большая часть жителей которого были законченными пьяницами. Наличие…

  • Михаил Козаков

    Биография Михаил Козаков Появился 14 октября 1934 года в Ленинграде. Отец – Козаков Михаил Эммануилович (1897–1954). Мать – Никитина Зоя Александровна (1902–1973). Дети: Екатерина (1957 г….

  • Михаил Жаров

    Биография Михаил Жаров А был рожден Михаил Иванович Жаров в Москве, на Самотеке, в семействе типографского рабочего. Слобучалось это в октябре 1899 года. В семействе обожали книги, обожали…

  • Михаил Боярский

    Биография Михаил Боярский заслуженый артист РСФСР, заслуженный артист РСФСР, обладатель ордена «За заслуги перед отечеством» IVстепени, ордена «Дружбы», Михаил Боярский известен всем…

  • Михаил Жигалов

    Дата рождения: 2 мая, 1942 Место рождения: Куйбышев, СССР (Самара, Российская Федерация) Домашнее положение: Нина Жигалова (развод), Ирина Маликова (развод), один ребенок, Татьяна Жигалова, один ребенок…

Comments are closed.