Биография Алексей Петренко
Появился 26 марта 1938 года в селе Чемер Черниговской области (Украина). Вообще-то, в паспорте фигурирует другая дата — 1 апреля, прокравшаяся в энциклопедии и словари. Так уж слобучалось, что лишь к этому дню удалось сделать запись о новорожденном в ближайшем сельском совете.
Отец, Петренко Василий Алексеевич, и мать, Петренко Анастасия Федоровна, занимались крестьянским трудом. Супруга — Галина Кожухова-Петренко, известный в театральном и кинематографическом мире газетчик, член Альянса сочинителей, продолжительное время трудилась театральным корреспондентом в газете "Истина"; ее часто возможно видеть с супругом на съемках, премьерах, фестивалях. Дочка от первого брака — Полина, окончила вокально-музыкальное обучалище.
Сын — Михаил Кожухов, телеведущий.
Алексей Петренко создаёт чувство человека трудового, учредительного. Про таких, как он, говорят — рукастый. Он и в действительности большое может — был слесарем, матросом, пастухом, кроме того мебель сам мастерит. И лишь позднее, с третьей попытки, поступил обучаться в Харьковский театральный университет, до того "удачно" провалившись при поступлении в Киевский театральный университет, а в перерывах между поступлениями осваивал кузнечное дело.
Окончил обучалище в первой половине 60-ых годов XX века, позднее служил в Запорожском вокально-музыкально-драматическом театре имени Щорса, Донецком русском драматическом театре в городе Жданове. Позднее, хлебнув сполна тягот и бед периферийной сцены, наигравшись мелких, нечаянных ролей, перепринимался в столичные театры.
В Театр имени Ленсовета в Ленинграде его позвал режиссер Игорь Владимиров. Театры Петренко менял. Трудился в Ўтоличном драматическом театре на Малой Бронной, MXАТе, "Школе драматического мастерства" под управлением Анатолия Васильева, "Школе нынешной пьесы". Выбирал в итоге "вольное плавание", дающее возможность выбирать материал и сцену самому. Роли игрался самые различные: Жан в "Воине и змее" Т. Габбе, Свидригайлов в "возмездии и Правонарушении" по роману Ф.М.
Достоевского, слугу Бьонделло в "Укрощении строптивой" У. Шекспира, атамана Платова в "Левше" по П.С. Лескову. В Театре на Малой Бронной во второй половине 70-ых годов двадцатого века сыграл роль Подколесина в "Женитьбе" Н.В.
Гоголя (ту же роль осуществил в картине "Женитьба" Виталия Мельникова в 1977 г.), Большинцова в "Месяце в деревне" по пьесе И.С. Тургенева, отставного боеца Коня во "Соперниках" М. Горького. Роли, сыгранные во МХАТе в 1978-83 годах, — не меньше приметные: Официант в "Утиной ожела" А.П.
Вампилова, возчик Геншель в одноименном спектакле по пьесе Г. Гауптмана, Джако в "Обвале" по прозе М. Джавахишвили.
В конце 1970-х гг появляется на различных сдорожических площадках, трудится с самыми различными режиссерами. Игрался Коку в "Серсо" Виктора Славкина в постановке Анатолия Васильева — известном спектакле, в далеком прошлом уже отнесенном к театральной классике — как и роль, сыгранная А.В. Петренко. Не сходу Петренко осознал пьесу, раутаил ее для себя, в чем сейчас признаётся без всякого стеснения, растолковывая это тем, что артист часто ошибается в видении себя самого и роли.
В "Школе нынешной пьесы" игрался Чубукова в нашумевшем некогда спектакле "А чой-то ты во фраке?" по чеховскому "Предложению", переходя границы чисто "драматического" образ. Сыграл кроме этого Сатина в "На дне" Горького, Григория Васильевича в "Доне Педро" С.А. Носова — Петренко может играть роли самые различные, как трагедийные, так и кинокомедийные.
Трудится в кино с 1967 года, сыграл более 40 ролей. С 1991 года стал штатным артистом Киностудии имени М. Горького. Фильмография помой-му совсем изрядная, не смотря на то, что и не огромная.
Справедливо будет заметить, что ему получалось обратить любую собственную роль в что-то значительное.
В первой половине 70-ых годов XX века был Освальд в "Короле Лире" Григория Козинцева, но — первые роли Петренко были прелюдией к его большим работам.
Визиткой артиста, его главным, выдающимся художественном разработкой стал Григорий Распутин в сейчас уже хорошем кинофильме "Агония". На эту роль пробовались все известные мастера экрана, и был утвержден один из них — Леонид Марков. Но сейчас режиссер-постановщик картины невзначай забрел на спектакль "возмездие и Правонарушение", где Свидригайлова игрался юный осуществитель, привычный лишь ленинградским театралам. В тот вечер Климов решил сделать ставку на незнакомого, неопытного в кино Петренко.
От этого победил фильм и открыл это имя для кинематографа.
Натуральная необузданность персонажей, другой раз негромких на вид, но в которых бушуют невообразимые страсти, гуляет тёплая кровь, готовая залить всех других своим пожаром, — вот совершенная материя для Петренко. Звериное нутро, другой раз глубоко запрятанное в человеке, артист может передать, как нечасто кто еще. В его персонажах, как минимум, всегда имеется кураж.
Ему предлагали роли самодержцев — кроме того не по крови, по нутру. Петр Великий в картине Александра Митты "Сказ про то, как царь Петр арапа женил" — снова-таки проявление самодурного (в лучшем смысле этого слова), широкого начала души людской. Петренко сделал роль весело и хитроумно, с умом смекалистого и озорного российского супругика. Тут папа — и Петр близкий, но и, как положено, бороды топором рубает своим подданным, танцевать всех чохом принуждает, насаждает жизнь и новую моду, ненормальную российской душе. Дуэт с Владимиром Высоцким обрелся неожиданно гармоничным, не обращая внимания на разность артистских и людских фактур.
От роли Петра Великого в америкосском проекте Петренко в свое время отказался.
Сыграл Алексей Петренко и Сталина в картине "Пиры Валтасара, либо Ночь со Сталиным" Юрия Кары (1989) по роману Фазиля Искандера "Сандро из Чегема", не имея от природы ни капли портретного сходства с "отцом народов". Но стилистика и тут была подобающая — искандеровская, грустно-ироничная, а Сталин убивал время в ночных кутежах. К образу Сталина Петренко возвратился в первой половине 90-ых годов двадцатого века в картине "Кооператив "Политбюро", либо Будет продолжительным извиняние" Михаила Пташука, за которую получил приз за лучшую супругскую роль на кинофоруме славянских и правоприятных пародов "Золотой витязь".
Сделал ставку на этот раз двойника Сталина, участвующего в шоу, ставших актуальными в одно время.
Петренко именуют великим, замечательным притихшим вулканом, что в любой момент может дать о себе знать в силу непредвиденных "натуральных" событий. Петренко реально натуральный, натуральный человек. Он легко устроен, как и положено обычному человеку, не тратящему себя на всякую ерунду, сосредоточенному на семье и работе, на внутренней судьбе, нафинал.
Сейчас он достаточно много снимается. Одно время кроме того сказал, что желает понегромконечку отойти от артистского дела, считая его занятием молодых и активных. Считает, что ничего особого в жизни не сделал, а времени остается меньше — необходимо успеть покаяться и отмолить грехи.
"Сибирский цирюльник" Никиты Михалкова (1998) преподнес Петренко эпохальную роль генерала Радлова. Генерал — образ для Петренко обычное. Его Радлов всочинялся во все бублички-прянички, гулянья на Девичьем поле, хорошие кисти Кустодиева и ярмарочных картин, совсем оистинал удалой размах режиссера — запечатлеть лубочную, в далеком прошлом ушедшую маму Россию.
Радлов жевал гпораненые чашки, гулял и куролесил, являя доблесть и всю мощь русском натуры, широкой, как будто бы Масленица. Эта неизменно хмельная головушка, человек "без ветрил и руля" влюблялся по-ребячески в инонеобычную, диковинную женщину. Словом, он — российский, и этим большое растолковывалось.
И внезапно за всем этим удальством — роль совдеповского (со всеми вытекающими последствиями) сочинителя Юрия Казакова в картине "Послушай, не идет ли ливень…" Аркадия Кордона, что вышел во второй половине 90-ых годов двадцатого века, а снимался продолжительно, около 4 лет. События проходят в 1980-е годы. В этот самый момент режиссером использован темперамент Петренко, его умение создать образ человека импульсивного, не чуждого некой разгульности нрава и в душе которого одновременно с этим живет векопожизненная русский тоска.
Фактически, Петренко всю жизнь удивлял переходами от роли к роли, каковые предназначались словно бы бы для различных артистов. Забрать хоть Кнурова в "Ожесточённом романсе&в один раз; Эльдара Рязанова (1984), где Петренко сыграл человека значительного, за которым стоят миллионы, но талантливого мило, по-ребячески обожать (это Петренко всегда получалось на экране), либо, скажем, директора школы, новобранца Кирилла Алексеевича в картине Динары Асановой "Ключ без права передачи" (1976), где он скромнейший, щекотливейший человек, приобщающийся к учительскому делу на ходу — одна из самых значительных ролей Петренко.
Но в случае если повнимательнее поглядеть на все это немалообразие храбрецов, то отыщешь в них родовые черты. Люди все больше у Петренко самобытные, учредительные, наряду с этим искренние и открытые, камня за пазухой не держат. В "Фортуне" Георгия Данелия (2000) он сыграл роль механика Петровича со старенькой баржи, транспортирующей китайско-турецкий товар. Плывет он по Волге, встречая на своем пути каждые нынешные разных людей и напасти — от омоновцев до монашек. Петрович все может, он — настоящий, коренной человек, верный и верный, с ним не пропадешь.
Петренко с громадной влюбленностью отзывается об данной роли.
"Коллекционер" Юрия Грымова (2001), где Петренко сыграл заведущую роль, — громадный натюрморт, диковинная инсталляция, достаточно ненужная, населенная минидинозаврами, экзотическими и другими "экспонатами". Оправдывая данный культ вещей, покрытых глянцем, Коллекционер Алексея Петренко должен был стать существом устрашающим, в соответствии с объявлениям режиссера, призывавшего зрителя замыслиться о каких-то глобальных вещах, о мироустройстве. Дом Коллекционера напоминал лавку старьевщика, обставленную, истина, в духе новейшего времени и дизайна. Стиральная машина живописно утопала в луже, тут же красовались расписные хохломские унитазы.
И люди около — наподобие вещей: то ли живы, то ли мёртвы. Целые экспонаты…
Петренко часто должен оправдывать режиссерскую неубедительность и расрёвиваться за нее. Он может зайти в самое причудливое эстетическое пространство, неизменно завлекает к себе внимание самых изощренных и неожиданных режиссеров, среди них и новой генерации. И не опасается опыта, погружения в малоизвестные воды.
В картине Михаила Пташука "В августе 44-го…", поставленной по мотивам одноименного романа Владимира Богомолова, Петренко сыграл маленькую роль генерала Егорова. Глуховатый голос — говорит, как будто бы с одышкой. За что ни возьмись, все как будто бы из под рук уходит — обстановка пиковая.
Война имеется война, и направляться принимать решения стремительные и верные, от которых зависит, как пройдет операция.
С Владимиром Бортко в 2003 году сделан немалосерийный "Дурак" по Достоевскому, где Петренко — опять генерал, сейчас — Иволгин. Сыграл маленькую роль пилота Юрия Строганова в давешней картине Германа "Двадцать дней без войны" (1975). Человек едет с фронта к себе, дабы расправиться с поменявшей ему женой, но не наделает беды, одумается.
У Петренко всего-то монолог, не смотря на то, что достаточно долгий, а роль запомнилась на годы. Запомнились и полюбились зрителю и работа артиста в кинофильме "Невообразимое пари, либо Подлинное происшествие, удачно завершившееся" В. Мотыля (1984), и роль в краткометражном кинофильме "В. Голиаф и Давыдов" Г. Байсака (1985).
У Алексея Васильевича, по его личному признанию, ни при каких обстоятельствах не было неуенемало жажды трудиться не смотря ни на что, кроме того в юности. Довольно часто он добровольно отказывался от ролей, уступая их тем, кто жаждал играться. Доходило до того, что пропадал из поля зрения режиссера, и тому приходилось хватать другого артиста, грезившего о роли. Уверен, что "лучше самую малость и толково, несли всеядно". Всегда сомневался: а необходимо ли, а справлюсь ли?
Он — самоед по натуре. Кто-то принимал колебания и отказы за неуживчивый нрав. Отказался Петренко в свое время от роли Захара в картине "Пара дней из судьбы И. И Обломова" у Михалкова, позжеу что мечтал о самом Обломове. И во МХАТе в 1980-е годы "Обломов" не состоялся.
Эту роль Петренко так и не сыграл. До сих пор грезит о Егоре Тарасе и Булычеве Бульбе.
Элем Климов назвал как-то Петренко не персонажем, а персоной, говоря о том, что данный человек большого дарования и многообразного таланта иногда легко присутствует в кадре либо на арене, и этого уже достаточно. Позжеу как имеется игра, а имеется момент присутствия персоны. Петренко — персона. Кстати, в то время, когда Климов лишь начинал работу над фильмом "Агония", то более всего опасался совершить ошибку в выборе артиста на роль Распутина. Через чур уж фигура нелегкоподъемная и непросторастолкуймая, тайная которой и сейчас до конца не отгадана.
Пробовал одного весьма хорошего артиста, говорят, что это был Леонид Марков. Съемки шли непросто, поскольку Петренко в первый раз снимался в громадной роли. Климов его практически загонял, вымотал материальны, но и результат был.
Петренко частенько поручают просматривать закадровый текст от автора. Уже сами наименования таких неигровых картин говорят о большом: "Русская идея", "Время великих обманов". Его всегда завлекают к значительным темам. Алексей Петренко — как будто бы глыба и артистском мире. Его именуют человечищем, а он стыдится этих слов. Люди сторонние опасаются ненужный раз подойти к нему, рассчитывая встретить неприпадокность. реально, он много лет не дает интервью, разве что телевидению незадолго до премьер.
Проистекает это от того, что Петренко, имея публичную профессию, остается непубличным по сути человеком. Живет частенько вне Москвы, в подмосковном Никольском, о котором ходят легенды. Рассуждают: забился, дескать, Петренко в какой-то скромный дом, варит в том месте квас и медовуху, живет как деревенский житель.
Петренко говорит значительно чаще сбивчиво, непросто, но как-то нутряно, о самых несложных помой-му, но основополагающих вещах. О родителях, семье, любви и вере, уходе в мир другой. Сам признаёт, что не златоуст, но может дело делать.
Собеседник он неожиданный, основное — его разговорить.
Он обожает украинские песни и с удовольствием поет их. Участвует в концертных программах, в огромных хоровых действах, как это было в один раз на территории Псковского кремля. Поет с оркестром под управлением Федосеева.
Исполнялся прокофьевский "Иван Грозный" (1997) — и практически он сыграл тогда роль Ивана Грозного. Позднее были "Армейские письма" Гаврилина (1995). Гастролировали по Швейцарии, Австрии, Германии. Петренко говорит: "Это такое чудо — выступить с оркестром.
Если бы у меня лишь это и осталось, я бы под финал судьбы был совсем удовлетворен тем, как заканчиваю собственный путь".
Иногда он внезапно выдаст на арене такое, чего от него менее всего ожидают. Помой-му таковой важный артист, а вышел на конценте "Виват, кино России!" в 2003 году да и сделал что-то совсем с его обычным образом не ассоциирующееся. Осуществил басню о вороне, которой «Всевышний отправил кусок сыру». Попрыгал, как ворона, и в сыр перевоплотился.
Проиграл басню в лицах, представив личную версию хрестоматийной басни Крылова, в соответствии с которой лисица — совсем не лисица, а лис-матрос. Матрос данный по ходу дела выполнял итальянскую арию. Под финал Петренко вытанцовывал цыганочку.
По окончании чего неожиданно для всех получил в качестве подарка от Горьковского автомобильного завода "Волгу". Управление автогиганта, определив о том, что дорогой артист дожил до 65 лет, все колеся в метро, подарило ему автомобиль. А у Петренко и шофёрских прав не выяснилось.
И презент в первый раз в жизни таковой внушительный получил. Иные артисты такими дарами больше избалованы.
А.В. Петренко — Всеобщий артист РСФСР, лауреат Национальной премии РФ, награжден орденом "За заслуги перед Отечеством" IV степени (1998). Лауреат призов "Признание" (2001) и "Немеркнущая зрительская влюбленность" (2003) на кинофестивале "Виват, кино России!" в Петербурге.
Немалократно заслуживал призов за лучшую супругскую роль на различных российских и междувсенародных кинофестивалях.
Самостоятельно изучает церковнославянский язык — говорит, что понадобится, позжеу как всякому человеку придет черед с Всевышним сказать, а к этому необходимо готовься …
На 79-м году ушел из судьбы выдающийся артист Алексей Петренко.
Занимательные записи:
Подобранные как раз для Вас, статьи:
-
Биография Алексей Грибов Ветшайший гриб в лесу дремучем МХАТа, Качалов, близясь к дням заката, Со старостью мирится, потому что В семействе грибов растет Алеша Грибов . ПОРТРЕТ с таковой надписью…
-
Биография Алексей Серебряков Алексей Серебряков был рожден в культурной семье. Его отец трудился инженером-конструктором на заводе, увлекался опробованиями авиалайнерных двигателей. Мать всю…
-
Биография Алексей Горбунов До 10-го класса о театре знал самую малость. В то время, когда в первый раз попал в том направлении, случилось что-то, шок. Будущее моя была решена. Родители были против данной помешанной выдумки. Тем не…
-
Дата рождения: 23 августа, 1977 Место рождения: Потсдам, ГДР (Германия) Домашнее положение: Ирина Леонова (развод), Екатерина Климова (развод), двое детей Рост: 1.83 м Биография Игорь Петренко…
-
Биография Алексей Баталов Алексей Баталов был рожден в Москве в артистской семье. Его отец — Владимир мать — и Баталов — Нина Ольшевская — были артистами МХАТа. В том месте же трудились тётя и дядя…