Details

Added by on 2014-06-25

Алексей Грибов

Биография Алексей Грибов

«Ветшайший гриб в лесу дремучем МХАТа,

Качалов, близясь к дням заката,

Со старостью мирится, потому что

В семействе грибов растет Алеша Грибов».

ПОРТРЕТ с таковой надписью подарил Василий Иванович Качалов собственному младшему партнёру и коллеге по театральной постановким «Вишневый сад», «Блокада», «Соперники», «Воскресение». Качалов, весьма обожавший Грибова, часто, как это не редкость между прославленным учеником и мастером, гонял парня за водкой. Алексей Грибов был не единственным мхатовцем с «грибной фамилией». Ўовместно с ним в первой половине 20-ых годов XX века из Третьей студии Художественного театра в труппу МХТ приняли и Владимира Грибкова.

В «Плодах просвещения» их имена в программке находились рядом: «Второй супругик — А. Грибов, Третий супругик — В. Грибков». Жили они в одной коммунальной квартире. Лишь Грибков не снимался в кино и народу менее известен. Роль Второго супругика, хоть и маленькая, считалась одной из оптимальных в послужном перечне Грибова. Небольшой, коренастый, широколицый — настоящий всеобщий тип — Грибов при распределении обыкновенно приобретал роли купцов, супругиков, слуг.

Красавцем не был и храбрецов-любовников не игрался. Игрался большей частью небольших невезухников, людей с несложившейся судьбой: Епиходова («Вишневый сад») и доктора Чебутыкина («Три сестры»), артиста Шмагу («Безвинно виновные»), сумрачного мизантропа Собакевича («Мёртвые души»), нервического плута бездельника и Землянику Осипа («Ревизор»). Но были у Алексея Николаевича и другие храбрецы — замечательные личности, манипуляторы, вершители судеб: Малюта Скуратов, Фома Опискин, Ленин. Малюта — это преданность царю Ивану и такое же полное одиночество.

Фома Опискин — огромное властолюбие с его инструментами — хитроумностью и демагогией. А вот Ленин: его так кратко не установить. С этим храбрецом Грибов натерзался.

Горе — мать добродетели

А. Островской, «поклонники и Таланты», МитяевСПЕКТАКЛЬ «Кремлевские куранты» вышел в первой половине 40-ых годов XX века, роли вождя придавалось стратегическое значение. Грибов не вылезал из Музея Ленина, виделся с людьми, каковые знали вождя, прочел все, что смог отыскать про план и электрификацию ГОЭЛРО. По окончании целого года репетиций Грибов почувствовал, что зашел в тупик и большего сделать не имеет возможности. Трудившийся с артистами режиссер Л. М. Леонидов также нервничал: он никак не имел возможности представить себе спектакль в целом — лишь особенные картины. Начальником постановки был Владимир Иванович Немирович-Данченко, и Грибов обратился к нему прося поглядеть его работу и что-то посоветовать.

Немирович похвалил артиста и заявил, что недостает одного: гениальности, «быстрой ленинской мысли». Но как это сыграть?

Работа над «Курантами» длилась еще год, впредь до начала войны. Часть мхатовских ветеранов, а также Тарханов и Книппер-Чехова, репетировавших в этом спектакле, уехали с Немировичем в Тбилиси. Было нужно поменять осуществителей.

Леонидов, не согласившись с новой концепцией театральной постановки, отказался от постановки, и завершала ее Мария Осиповна Кнебель. Производили спектакль в эвакуации — в Саратове. Грибов испытывал чувство стыда, что он, сорокалетний супругчина, должен мотаться в тылу.

Но успех театральной слова и постановки Немировича: «Создать на арене образ Ленина — это подвиг», — как-то примирили его с самим собой. Считается, что у всякого живописца должна быть собственная тема. Но артист не выбирает сам роли, он лишь насыщает их собственной индивидуальностью, своим пониманием эры.

В случае если попытаться сформулировать грибовскую тему, то — весьма общо — она звучит так: российский нрав в различных проявлениях, мера ответственности человека перед мiром. «МIР» — как община, общность людей. До реформы 1918 года это слово придумывали через восьмеричное «I». Именно это значение имел в виду Лев Толстой, именуя собственный роман «Война и мiр».

Про Грибова так всю жизнь и говорили: всеобщий нрав. В запределных пьесах не занимали (если не считать сыгранной в юности «Битвы судьбы» Диккенса и последней — «Соло для часов с боем»). Весьма долго артиста держали на вторых ролях, производили в эпизодах. Но и в маленькой роли Грибова подмечала публика, восхваляли критики. Он имел возможность без единого слова, пребывав в глубине сцены, что-то в том месте имеется, и публика забывала про основных персонажей и следила за ним.

Фрола Баева («Почва» Н. Вирты об Антоновском мятеже), бесужасного супругика, ищущего правду, он вылепил с этими узнаваемыми детальностями, с таким шарканьем валенками, с таковой озорством и смекалкой, что рядом с Н. Хмелевым, выполнявшим ведущую роль, тут же отмечали и Грибова. Ўупругик из «Плодов просвещения» также сыгран обстоятельно, со вкусом и легкотой. Широкоплечий, сутулый, опытный умненые слова, он пришел к барину «по поводу совершения продажи почвы перемещение исделать». Откуда у артиста такая коллекция узнаваемых всеобщих типов?!

Да от рождения, от личной судьбы. «Горе — мать добродетели», как говаривал Фома Опискин, грибовский персонаж.

«В юные годы у меня не было детства»

Появился Алексей Николаевич в 1902 году в Сокольниках, близко от товарной станции Ўтолично-Казанской железной дороги. «В юные годы у меня не было детства», — сказал Грибов. Ему шел третий год, а сестре Маше и того меньше, в то время, когда мать, работница табачной фабрики, погибла от туберкулеза. Было ей всего двадцать три года. Через некое время отец женился, и в доме показалась мачеха.

Первый приход мачехи Леша запомнил особенно: она принесла детям по апельсину, которых они ни при каких обстоятельствах не пробовали. С возникновением мачехи семья стала расти: к двум детям добавилось еще четверо. Жили робко, переезжали с места на место. Отец, Николай Грибов, имел редкую по тем временам профессию водительа. Квалификация у него была довольно высокая, совместно со своим обладательом он кроме того принимал участие в грандиозном автопробеге 1913 года Ўтолица — Париж. Но его карьере мешало одно: он был любитель выпить и подолгу на одном месте не задерживался.

По утрам Леша помогал отцу: мыл кузов, чистил колеса, каковые тогда делались со спицами, как у велосипедов, так что в них застревали комья грязи. Отец уплачивал за это сыну пятиалтынный. Ближе всех Алеше был дедушка Михаил Ефимович Грибов, перебравшийся по окончании отмены крепостного права из деревни в Москву. Дедушка трудился на железной дороге, самоучкой освоил сложную технику, стал машинистом, сорок лет водил паровозы. Рюмки в рот не брал. Иногда он возил внука с собой.

в один раз слобучалась авария, Михаилу Ефимовичу обожгло паром глаза, и он практически потерял зрение. Трудиться уже не имел возможности, ему дали маленькую пенсионную выплату. мачеха и Папа Алексея были неверующими, а дедушка — весьма набожным. От деда осталась икона Николая Угодника, которую Грибов позднее всю жизнь тайком возил во все гастрольные поездки.

И вдобавок возил том Достоевского с «Ґвататьями Карамазовыми»: старик Карамазов, король и Эзоп Лир были его несыгранной мечтой.

Как растаяла Снегурочка?

В ОТЦОВОМ доме жили размеренно, невесело, рано ложились дремать. А мальчугана тащила жизнь со собственными развлечениями — масленичными гуляньями в Сокольническом парке, праздничной толпой на Красной площади. Торговками, выкрикивавшими товар: тёплые бублики, гречишные оладьи.

Балаганы на Девичьем поле. Представления в «народном духе» в Манеже. Один из хозяев отца, барон Федор Кноп, летом выезжал в собственный подмосковное имение на реке Сетунь и брал собственного водительа с семейством. В километре от дома Кнопов, в Давыдкове, имелся летний сад с открытой сценой. В выходные в саду устраивали танцы, фейерверки. Из Москвы приезжали артисты.

Вход в сад стоил пятиалтынный, но деньги — это еще не все. Основное — удрать из дому. Алеша прятал обувь в кустах, а сам делал вид, что ложится дремать. В то время, когда все засыпали, вылезал через окно. В этом летнем театре он заметил собственный первый спектакль — «Дети Ванюшина». Больше всего его изумило, что среди лета люди ходили в шубах.

В те вечера, в то время, когда сбежать было нельзя, он игрался с сестрой Машей в собственный театр. Алеше повезло: у него были две тетки (сестры отца), преподавательницы. На рождественские либо пасхальные каникулы они часто дарили ему билеты в театр. На «Снегурочке» в Громадном у мальчугана внезапно захворал пузо.

Было нужно покинуть в четвертом акте, и он продолжительно переживал, что не видел, как Снегурочка растаяла.

В 1916 году отца призвали на фронт — возить управление. Четырнадцатилетний Алеша, как старшой, должен был пойти трудиться. Ему дали место конторщика в управлении шелкоткацкой фабрики.

Он выдавал сырье и приобретал готовую продукцию. Это был нелегкий материальный труд — двенадцать часов в сутки. Он принимал и взвешивал по двести-триста пудов ткани. Жили рабочие во дворе фабрики в общежитии с огромными помещениями на 600 коек. По окончании революции фабрику национализировали.

С фронта возвратился отец, но Алеша не кинул работу. Он решал, к чему себя применить. Рабочий сутки сократили до восьми часов, показалось вольное время. Один из друзей порекомендовал пойти в школу-клуб рабочей молодежи на Ордынке.

С этого момента жизнь Грибова сильно изменилась. Днем он трудился на фабрике, приобретая собственные двести граммов хлеба напополам с овсом. Вечером — обучался. Голодно, прохладно, а он съедал собственный бутерброд с повидлом и был радостн. Отчего-то в то нелегкое время все повально увлеклись театром, показались самоучастникные коллективы, театры-клубы, «дома игры».

В школе Грибов встретил собственного учителя, В. В. Барановского. Юрист по нарочности, он выбрал педагогику и стал директором одной из оптимальных школ, где обучались юные рабочие, комплектщики, печатники, граверы из Сытинской типографии. в один раз на уроке литературы Барановский прочел ученикам «Бедность не порок» Островского и заявил, что, в случае если найдется осуществитель на ведущую роль, возможно испытать пьесу поставить. Алеша поднял руку и заявил, что почитает текст.

В то время, когда он закончил, Барановский огласил: «Любим Торцов уже имеется, будем ставить спектакль». С данной 60 секунд Грибов захворал театром.

Шелкоткацкая фабрика, где он трудился, из-за недостатка сырья и топлива прикрылась, рабочих перевели на другую, позднее ее слили еще с чем-то. В итоге появился комбинат «Красная Роза», на котором в эти же самые годы трудилась будущий министр культуры СССР Екатерина Алексеевна Фурцева. Но этим знакомством Грибов ни при каких обстоятельствах не пользовался. Много лет спустя Фурцева с обидой задала вопрос его, отчего он не пригласил ее на собственный семидесятилетие в ресторан «Прага»? «Ни при каких обстоятельствах ни одного министра у меня в гостях не будет, — прочно ответил он. — Я не желаю, дабы говорили, словно бы я дружу с министрами».

Отказал он ей, и в то время, когда она по окончании смерти М. Н. Кедрова внесла предложение Алексею Николаевичу возглавить МХАТ: «Это сейчас все всё могут — придумывать пьесы, ставить пьесы а также придумывать на себя рецензии. Я могу лишь играться!»

Ученик, жена и учитель преподавателя

БАРАНОВСКИЙ большое сделал для юного Грибова: ввел в собственный дом, увлекался с ним по особой программе, готовил к поступлению в высшее учебное заведение, забрал его с фабрики в собственную школу на специально придуманную для этого должность «запасного начальника». Само собой разумеется, он и представить не имел возможности, как отблагодарит его Грибов. Эта потрясающая история слобучалась двадцать лет спустя.

В начале войны Алексей Николаевич (с Барановским они в далеком прошлом расстались, поскольку преподаватель не смог простить ученику уход в высокопрофессиональный театр) встретил на улице заплаканную Елену Владимировну, жену Барановского. Ўупруг погиб, она осталась одна и не знала, что делать. Елена Владимировна (он смолоду кликал ее «тетя Лёля») была нанемало старше Грибова, ей было 50, но это его не остановило. Он женился на ней, и она смогла приобретать его продуктовые карточки, положенные ему за работу во фронтовых бригадах. У него были две помещения в огромной коммуналке, в том месте они и поселились. Он не забывал ее до конца жизни, беспокоился о ней.

В то время, когда захворал и слег, его приемная дочка либо шофер приносили ей продукты. Елена Владимировна испытала Грибова.

Отношения с женщинами у Алексея Николаевича были непростые, в них были и романтика, и беда. У Грибова был недлинный роман с сотрудницей МХАТа, посильником режиссера. Показался сын Алеша.

Грибов выстроил для них кооперативную квартиру, а сам жил в коммуналке: в одной комнате — он, в второй — Елена Владимировна. Ўитуация была старая: Алексей Николаевич собирал мебель пушкинской эры: ломберный стол, диван красного дерева, зеленая нанастольконая лампа с двумя свечками… А рядом со шкафом красного дерева — тазы, в каковые капала с потолка вода.

«Я посвящаю вам трезвость»

ГРИБОВ был много занят в репертуаре, игрался больше двадцати пьес в месяц (при норме в одиннадцать). В вольное время ходил с Яншиным на бега, поигрывал, а в один раз в заезде в честь Книппер-Чеховой кроме того показался сам. Был футбольным болельщиком — болел за «Спартак». Выпивал с приятелями, а иногда и один: наследственность. Снимался мало — из-за театра. И вот в один раз, в то время, когда он в очередной раз не явился на съемки «Гуттаперчевого мальчугана», «Москинофильм» отправил за ним машину.

В дверь позвонила юная, привлекательная помощник режиссера Наташа Валандина. Грибов был зол, у него именно слобучался запой. Наташа хотела зайти в помещение, но он не пускал, пятился спиной к книжному шкафу, будто что-то закрывая.

Выяснилось, за стеклом книжного шкафа стоял «Огонек», на обложке — портрет Наташи известного фотографа Бальтерманца. Бальтерманц сфотографировал ее много лет назад не только как идеал девчонки, но и как лучшую пионервожатую, занявшую первое место на гляде.

Не обращая внимания на то что Грибов ехать на съемки категорически отказывался, Наташе все же удалось вывести его из дома и посадить в машину. На студии она уложила его на какой-то диванчик, и через пара часов он уже снимался в роли лучшего клоуна Эдвардса, единственного настоящего приятеля «гуттаперчевого» мальчугана. А отснявшись, подошел к Наташе и сообщил: «Желаете, я посвящу вам трезвость?» Четыре года Алексей Николаевич не брал в рот ни капли.

Это давалось с трудом, поскольку его часто приглашали на правительственные банкеты. Он по большому счету был в милости у «верхов». Героя Социалистического Труда ему дали первому в Москве, сходу за Симоновым в Ленинграде.

Сталинскую премию он приобретал много раз: за «Плоды просвещения», за «Кремлевские куранты», за «Офицера флота» и «Соло для часов с боем», и вдобавок — за кинокинофильм «Храбрые люди». Но сам к властям не подлизывался, был человеком строгих правил. Как сказал его храбрец Шмага: «Благодетельствуйте кого угодно, лишь не артиста!» В то время, когда Грибову позвонили с настоятельной просьбой подсочинять послание против Солженицына, он грубо отказался. Наталья Иосифовна волновалась: не скажется ли на семье? Но нет, сошло с рук — уж весьма он был известен. В то время, когда в Москве посетил Бертольд Брехт, он был очарован игрой Грибова. «В Российской Федерации мне понравились больше всего цирк и Грибов», — сообщил он.

И насочинял Алексею Николаевичу послание, что видит его идеальным осуществителем в собственной пьесе «Господин Пунтила и его слуга Матти».

«Дайте занавес!»

МХАТ был самым выездным театром — Япония, Англия, Франция. Грибов ездил во все гастроли и везде имел оглушительный успех. Наподобие не самая ключевая роль в «Вишневом саде» — Фирс, а в каком экстазе были французы!

Его именовали «русским Жаном Габеном». А сам Алексей Николаевич был в экстазе от Парижа, дышал его воздухом. Мечта любого российского интеллигента! Ўочинял оттуда к себе: «Париж — город Женщины. Все — о Ней, все для Нее!» В Лондоне сыграли «Мёртвые души». Нелюдимый, безрадостный Собакевич произвел на британцев яркое впечатление. Возможно, они отождествляли его с русским натурой.

По окончании пьес Алексей Николаевич гулял по городу, с жадностью смотрел по сторонам и снимал на кинокамеру, подаренную одним из почитателей его таланта. Позднее приходил в номер гостиницы, открывал какую-нибудь банку селедочки и съедал с столичним хлебушком. Отличие между оценкой труда зрителей и прессы, с одной стороны, и настоящей платой за него артистам, с другой, казалась неприятной. Отовсюду он придумывал Наталье Иосифовне самые ласковые письма.

Она была нанемало моложе его, умница и красотка, и он опасался ее потерять. А она, она утвержает, что «обожала его так, как не знала, что возможно обожать». Как приятно было бы заявить, что они жили продолжительно и весело, но в один неотменный сутки случилось горе. МХАТ был на гастролях в Ленинграде. На спектакле «Три сестры» кто-то из артистов подметил, что Грибов-Чебутыкин внезапно начал запинаться и волочить ногу. Артисты играли , как внезапно из зала раздался шумный голос: «У артиста инсульт.

Я доктор. Дайте занавес!» Спектакль прекратили, занавес опустили, Грибова уложили. Если бы сходу позвали «скорую», возможно, его возможно было бы выручить от нелегких последствий инсульта (он потерял обращение, не имел возможности ходить). Но… спектакль доиграли до конца. Финальные реплики врача, информирующего о дуэли с Соленым, об убийстве Тузенбаха: «Утомился я, затерзался, больше не желаю сказать.

Вообще-то, все равно!» были извинянием Артиста с Театром.

Наталья Иосифовна выхаживала супруга три года. Грибов заново обучался придумывать и сказать, начал ходить с палочкой. Но на сцену больше не вышел.

"Прекрасная простота" (Алексей Грибов)


Увлекательные записи:

Подобранные как раз для Вас, статьи:

  • Алексей Петренко

    Биография Алексей Петренко Появился 26 марта 1938 года в селе Чемер Черниговской области (Украина). Вообще-то, в паспорте фигурирует другая дата — 1 апреля, прокравшаяся в энциклопедии и словари….

  • Алексей Горбунов

    Биография Алексей Горбунов До 10-го класса о театре знал самую малость. В то время, когда в первый раз попал в том направлении, случилось что-то, шок. Будущее моя была решена. Родители были против данной помешанной выдумки. Тем не…

  • Алексей Макаров

    Биография Алексей Макаров Алексей Макаров был рожден в Омске в артистской семье. Его мать, в наше время одна из ведущих артисток отечественного театра и кино Влюбленность Полищук, вышла засупруг в…

  • Алексей Баталов

    Биография Алексей Баталов Алексей Баталов был рожден в Москве в артистской семье. Его отец — Владимир мать — и Баталов — Нина Ольшевская — были артистами МХАТа. В том месте же трудились тётя и дядя…

  • Алексей Серебряков

    Биография Алексей Серебряков Алексей Серебряков был рожден в культурной семье. Его отец трудился инженером-конструктором на заводе, увлекался опробованиями авиалайнерных двигателей. Мать всю…

Comments are closed.