Details

Added by on 2014-06-23

Василий Меркурьев

Биография Василий Меркурьев

Отношения моих своих родителей — Ирины Всеволодовны Мейерхольд и Василия Васильевича Меркурьева — были неповторимы. Это была до последних лет юношеская влюбленность. Они были крайне привязаны друг к другу, прожили совместно 44 года, а эмоции однако оставались свежими.

Это не означает, само собой разумеется, что все шло гладко. У мамы-то нрав папочкин — Всеволода Эмильевича! Мать органически не могла быть не правой.

А также осознавая, что совсем не права, все равно обосновывала, что права. (Смеется.) Мы это осознавали с юмором. А доброты она была потрясающей.

А как мать ощущала организм папы — это что-то невообразимое. Они к доктору ходили всегда совместно. Доктор задаёт вопросы: "Василий Васильевич, как у вас болит?". "Вы осознаёте, я наберусь воздуха, что-то начинает…" Позднее он замолкал и задавал вопросы: "Ириша, как у меня болит?". И мать смирно повествовала доктору, а отец лишь, соглашаясь, кивал головой.

Это были сообщающиеся сосуды.

В то время, когда они встретились, Меркурьев был женат. Истина, это был штатский брак, но тогда на это не обращали внимания. А мать за какое-то время до встречи с папой разошлась со своим вторым супругом.

Меркурьев — ее третий муж.

Весьма был забавный эпизод, в то время, когда на гулянке в громадной компании одна поклонница по папе поинтересовалась у мамы через стол: "Ирина Всеволодовна, а истина, что Василий Васильевич ваш третий муж?" Мать тут же ответила: "Да, третий, не считая мелочей". Отец позднее сообщил: "Ириша, как ты нещекотливо ответила". — "не меньше нещекотливо, чем меня задали вопрос".

"Появился я в кулисе"

Мне казалось, что отец все время трудится. Он был либо в театре, либо на съемках, а в то время, когда дома — то, сидя в собственном кресле либо лежа на огромной кровати, обложенный книжками, обучал роль. Роль обучал всегда тихо — бормотал.

А позднее, бывало, сидим на кухне — и внезапно он начинает что-то сказать. И это звучало так конечно, что мы не всегда осознавали, что это текст роли.

Меня поражает сила духа моих своих родителей. В то время, когда у них уже была дочка, а мать была беременна второй дочерью, они забрали троих детей брата моего папы в собственную семью. Так как брат моего отца был репрессирован.

Его кликали Петр Васильевич Меркурьев.

И внезапно моим родителям нестерпимо пожелалось иметь ребенка. Так как я не спроста был рожден — я желанный. А тогда еще незнакомо было, как закончится война, где будет Гитлер.

И они в это страшное время, имея двух собственных дочерей, трех приемных детей, рожают еще одного.

Появился я прямо в кулисе. Это было в Колпашеве, в Томской области, на Оби. Мать меня родила на репетиции. Шел сорок третий год — какой уж тут декретный отпуск. У мамы начались схватки.

Папы сейчас не было в театре. С мамой была моя тетушка, мать моих двух двоюродных хвататьев и сестры. Тетя Лара приняла роды у мамы.

И сообщила: "Иришенька, у тебя мальчуган!". И мать сразу же сообщила: "Здравствуй, Петенька!". Она тут же постановила назвать меня в честь папиного брата, которого они весьма обожали.

В то время, когда мы возвращались из эвакуации, заметили двоих кинутых детей. Разумеется, какая-то женщина отстала от поезда и потеряла их. Мать моя подобрала этих детей и привезла с нами в Ленинград.

Также, она привезла в Ленинград полностью коллектив самоучастникного театра, что трудился у нее в Новосибирске. И целый коллектив поступил на курс в театральный университет. Их не сходу разместили в общежитии, позжеу что Ленинград лишь избавили от блокады.

И многие жили у нас дома. Словом, это был настоящий табор.

Мать моя не меняла фамилии — всегда была Ирина Мейерхольд. И ее, как дочка соперника народа, неспешно, под благозаметным предлогом, ухватали со всех работ. Двенадцать лет она не трудилась.

Потому отец продолжительное время один тащил всю семью, летая со съемки на съемку, с концерта на концерт.

Первое время, по окончании того как мы возвратились из эвакуации, мы жили в трехкомнатной квартире — любая помещение где-то по 15 метров. А в соседней квартире, большой — в том месте совместная площадь была где-то 80 метров, — жил Александр Александрович Брянцев, соучредитель ленинградского ТЮЗа. в один раз Брянцев зашел к нам в квартиру, попросил что-то у моей бабки — лук либо что-то в этом роде. Бабка позвала его на кухню, и они пошли мимо всех помещений. Брянцев заметил целый отечественный табор.

И, в то время, когда бабка его провожала, он сообщил: "Анна Ивановна, сообщите Васе: пускай ко мне зайдет, в то время, когда возвратится из театра".

Отец пришел по окончании театральной постановки, бабка сообщила о просьбе Александра Александровича. Отец сходу отправился к нему, постучал — звонков тогда еще не было. Брянцев открыл дверь, позвал его и говорит: "Вася, нам со старая женщина такая громадная квартира ни к чему, а тебе с твоим табором — в самый раз. Давай переезжай. А дабы ты не передумал наутро, переезжай прямо на данный момент". И ночью состоялся переезд!

Взаимопомощь, сомучение, сочувствие — это было непременно натуральным в то время. Я пологаю, что на данный момент папе было бы непросто жить.

"У нас буренка была, свиньи, куры"

Всю жизнь мы жили на даче, которая сначала была сдана папе в аренду, а незадолго до его смерти дачу ему передали. У нас было в том месте собственный подсобное хозяйство, с которого мы кормились. А по иному легко не выжили бы. У нас буренка была, свиньи, куры. Но это, само собой разумеется, в первые послевоенные годы, пока жить было весьма непросто.

Родители иногда на себе тащили продукты из дачи к себе, а путь до станции был неблизкий.

Отец весьма обожал трудиться на даче. По большому счету он сносить не имел возможности пассивного отдыха. Кроме того последние годы, в то время, когда трудиться на огороде ему было уже непросто, он клал на землю фанеру, ложился на нее и вручную неспешно обрабатывал грядки. И нас иногда это, открыто говоря, нервировало, позжеу что мы хотели побездельничать.

Но в то время, когда он трудился, бездельничать было нельзя. Отец ни при каких обстоятельствах не призывал к труду. Проходил мимо нас, видел, что мы сидим без дела, тихо охал — и шел трудиться.

Ну, и мы — за ним.

Он обожал устраивать на даче какие-то усовершенствования. Совершил водопровод, вся дача была опутана какими-то моторчиками, каковые качали воду в дом. Их было огромное количество, и они все время горели! (Смеется.)

Папу с этими делами всегда привирали. На все эти моторчики и тому подобное уходило дикое количество денег. Позднее у него появилась идея — у дома сделать винтовую лестницу. Мы так и не могли осознать: куда, для чего? Но кто-то ему порекомендовал. Кроме того привесерди ступени, каковые позднее продолжительно лежали, пока из них не сделали что-то совсем второе.

Отец сделал паровое отопление, которое без финиша лопалось: не сливали воду, в то время, когда было необходимо. Отец совершил на дачу телефон. Словом, дача была прорва, в нее вкладывалось немыслимое количество денег.

Дача отыскивалась от ближайшего населенного пункта в двух с половиной километрах. Потому очень находились столбы для телефона, очень — столбы для света. Иногда ветер эти столбы валил.

Рядом была воинская часть, где к папе превосходно относились, они совершили на отечественную дачу еще один телефон, по которому возможно было звонить напрямую по межгороду. Нужно было лишь сообщить позывной "термометр" — и папу соединяли с Ленинградом.

И в свободный сутки — а таких было весьма самую малость — отец старался вырваться на дачу. Подышать, поудить рыбу. Охотником он не был — жалко было убивать зверей.

Я его задаю вопросы: "Отец, а рыбу не жалко?" — "А у нее кровь морозная".

Отец сажал яблони, цветы, строил баню. Он ни при каких обстоятельствах ничего не коллекционировал, не собирал, не копил. Был весьма органичным человеком.

Так как забавно заявить, что, скажем, киска коллекционирует цветочки? Вот так же и с ним.

"Самое страшное возмездие — в то время, когда отец замолкал"

Во второй половине 50-ых годов двадцатого века меня внезапно позвали сниматься в кино, не зная, что я — сын Меркурьева. Мне тогда было шестнадцать лет. Отец сейчас снимался в Сибири, и я сообщил маме, что меня приглашают на роль в кино — кстати, достаточно громадную.

Мать ответила, что отец будет весьма обижен. Но необходимо было давать ответ, и я дал согласие. И вот отец приехал, и я ему заявил, что снимаюсь в картине.

Услышав это, отец замолкнул. А это было для меня самым ужасным возмездием. Лучше бы побил! (Смеется.) Но для того чтобы, само собой разумеется, он ни при каких обстоятельствах не делал.

Перед премьерой фильма папе позвонил второй режиссер: "Василий Васильевич, мы желаем вас позвать на премьеру фильма, где играется ваш сын". И отец ему выдал по телефону всю порцию: "Отчего вы не задали вопрос своих родителей?" — "Василий Васильевич, мы не знали, что он ваш сын". — "Прекрасно, а если не мой? Он что, сирота? Вы вскружите человеку голову, а ему обучаться необходимо".

Отец опасался, что успех на меня отравляюще подействует.

И вот, в то время, когда я сидел в зале на последнем последовательности и трясся от кошмара, внезапно послышались авации — это вошел отец, что, как всегда, смущенно радовался, в то время, когда его приветствовали. Так как влюбленность к нему была невообразимая. Его не разрывали на части, нет, его опасались похлопать по плечу, но отношение к нему было как к родному.

Так вот, отец вошел в зал, встретился со мной — и поугрюмел.

По окончании фильма мы шли совместно, он приобнял меня и сообщил: "Ты знаешь, у тебя это зарабатывается, и от тебя это никуда не уйдет. Пока не завершишь вокально-музыкальное образование, лучше не соглашайся сниматься. Самое основное — дабы у тебя была еще профессия. Позжеу что отечественная артистская профессия — зависимая. Ты взгляни, по какое количество лет, не редкость, я сижу в театре без работы".

И будущее продемонстрировала, что он был прав. Мне удается совмещать съемки со своей работой музыковедом, и у меня нет комплекса невостребованности. А опасался отец этого и, само собой разумеется, того, что меня начнут сравнивать с ним.

"Василий Васильевич, вы станете приобретать половину заработной плата"

У папы был несложный и явственный нрав. Какой самый неподходящий для музыковедов композитор? Моцарт. Позжеу что в том месте ясно, легко и гениально. Вот и у моего папы было ясно и легко. Он был весьма легкодушным человеком.

Папе было все равно, во что одеться, что скушать. Неприхотлив он был до аскетизма.

У него было обостренное чувство справедливости. Игорь Ильинский повествовал, как в один раз, еще до войны, Небольшой театр был на гастролях в Ленинграде. Фамилия Ильинского, только что перешедшего в Небольшой, была в самом финише афиши.

В конце театральной постановки всем подарили цветы, и Ильинский остался без букета. Ильинский сказал: "По большому счету я несерьезно отношусь ко всем этим подношениям, но тогда было не очень приятно". И внезапно через целый партер идет Меркурьев с каким-то цветочком и преподносит Ильинскому.

Беспредельно обожал цирк и музыку. Не было ни одной программы в ленинградском цирке, которую бы он не поглядел два раза, трижды, в противном случае и четырежды в год! Он советовал всем своим ученикам ходить в цирк, поскольку в том месте не выйдешь на арену, не ощущая партера либо плохо запомнив последовательность действий.

Он преклонялся перед Мравинским. И также советовал своим студентам ходить на концерты Мравинского — какой у него ансамбль, при том, что роль всякого слышна, оркестр в целом звучит потрясающе.

Меркурьев был доктором наук театрального университет, а по каким-то дурным нормам надеялось, что доктор наук обязан придумывать отвлечённые труды. Он сказал: "Я так как артист, практик, я не пишу!" "Василий Васильевич, тогда вы станете приобретать половину заработной плата", — отвечали ему.

И он замыслил сыграть спектакль со студентами доктора наук Татьяны Григорьевны Сойниковой. У нее на курсе в тот момент ставился спектакль "Истина хорошо, а счастье лучше". Отец роль Грознова игрался с 1925 года. Еще в университете у Леонида Сергеевича Вивьена, у которого обучался. И вот — спектакль. Учебный театр набит до отказа!

Многие недоброжелатели Сойниковой сохраняли надежду, что на данный момент Меркурьев выйдет и разделает под орех ее учеников, тем самым доказав, что она неверно их учит. В первом акте Грознов не появляется. А во втором — выходит отец и никак не подавляет студентов, а трудится с ними в одном ансамбле, полностью не "премьерствуя". Чувство ансамбля в нем было заложено до таковой степени, что, кроме того играясь со студентами, он не стремился тащить покрывало на себя.

Кстати, роль Грознова он игрался с двадцати двух до семидесяти трех лет, а погиб в семьдесят четыре.

Были, само собой разумеется, роли, каковые ему приходилось играться, а он не хотел. Сперва спорил, а по окончании соглашался — и в итоге игрался хорошо. За исключением, возможно, нескольких случаев.

"Отец смущался, что был ростом выше собственного учителя"

Меркурьева приглашали весьма многие театры СССР играться в тех театральной постановких, в которых он был занят в Пушкинском театре. По стране шли пьесы "Истина хорошо, а счастье лучше", "Чти отца собственного", "Тяжёлое обвинение" и многие другие. И отец приезжал не как гастролер: сходу раз — и впрыгнул в спектакль! Нет.

Он приезжал за чемь дней, репетировал, входил в ансамбль, а позднее шли большие успехи. Он так игрался в Комсомольске-на-Амуре, Семипалатинске, Смоленске, Кунгуре, Березниках, Новосибирске, Владимире… Городов, возможно, тридцать.

Отец весьма обожал фразу Виктора Гусева: "Слава приходит к нам между делом, в случае если дело достойно ее". А в то время, когда кто-то про кого-то что-то нелестное сказал, отец отвечал одним словом: "Он труженик". Вот это слово покрывало непременно все недочёты того, о ком плохо говорили.

Переживания папы по большей части были связаны с тревогой за судьбу родных — то, что мать не работает, что дочка болеет, что сын болеет. И, само собой разумеется, как у всех артистов, у него также была творческая неудовлетворенность. Он переживал от неверия режиссеров в то, что он может играться ужасные роли.

Он так как хотел сыграть Отелло. В то время, когда его уговаривали, что у него талант второй природы, он отвечал: "Дайте мне просваливаться! Пускай меня закидают тухлыми помидорами!

Докажите мне, что я не прав". Не дали.

Он обожал собственного учителя Вивьена. Не смотря на то, что я считаю, что он перед папой виноват. Вообще-то, это, само собой разумеется, весьма непросто — Вивьен как режиссер видел папу своеобразным артистом и осознавал, что лучше папы эти роли никто не сыграет. У него была задача — поставить спектакль, а в ужасных ролях и смелых он Меркурьева не видел.

Позднее отец доказал, что он это может. А ведь нужно учитывать, что у Вивьена в труппе, не считая Меркурьева, в указании были Черкасов, Симонов, Толубеев, Фрейндлих, Екатерининский, Жуковский — плеядища таких артистов! А также так именуемые середняки были для того чтобы масштаба, какого именно на данный момент нет у так называемых "звезд".

Но отец относился к собственному преподавателю весьма трепетно. Впредь до того, что смущался, что он ростом выше него.

"Нам нужно два вагона семенного гороха"

Меркурьев был так популярен, что его выясняли по голосу, в то время, когда он куда-то звонил. Скажем, звонит в аптеку, здоровается, а в том месте отвечают, обомлев: "Василий Васильевич, это вы?"

Кстати, был таковой забавный эпизод. Звонит ему глава областного исполнительного комитета: "Василий Васильевич, я знаю, вы на следующий день едете в Москву. Вы не могли бы позвонить министру сельского хозяйства?"

— "Для чего?" — "Вы понимаете, у нас таковой конфуз вышел — Ленинградская область осталась без семенного гороха. Нам нужно два вагона семенного гороха". Приехали мы в отель, а он, как всегда, забыл паспорт. И, как обыкновенно, просит прощения, что без паспорта.

Ему, само собой разумеется, отвечают, что это не задача.

Отец сходу позвонил секретарю министра: "Здравствуйте!" — "Ой, не может быть! — отвечает секретарь. — Я не ошибаюсь, это Меркурьев?" — "Да". И он требует позвать к телефону министра. Секретарь отвечает, что у министра на данный момент заседание, но она передаст, что звонил Меркурьев. Внезапно министр хватает трубку и задаёт вопросы, что может сделать для него.

Тут же присылает за ним машину, мы приезжаем с папой совместно. Все министерство высыпало из контор. Отец идет, все за ним. И начинает он излагать просьбу.

Тот говорит: "Ах, мерзавцы! Знают же, что я вам не смогу отказать!" И в данный же сутки в Ленинград пошли два вагона с горохом.

А как он помогал людям квартиры приобретать, телефоны, устраивал в поликлиники. в один раз мать кроме того сообщила: "Вася, ты для чужих все делаешь, а для собственных детей — так мало". Он ответил: "Я не вечен.

Я желаю скончаться, зная, что мои дети без меня справятся". Он так как за нас ни при каких обстоятельствах нигде не просил. Одно только — в театры либо в цирк мы, дети Меркурьева, ходили всегда безвозмездно.

Ну и, само собой разумеется, в поликлиники он нам помогал устраиваться.

У нас с папой не бывало долгих бесед. Мы и без того осознавали друг друга, ощущали друг друга. Не было праздности, не было праздных бесед, каких-то вечеров воспоминаний.

Отец жил нынешним днем, тем, что он обязан сделать на данный момент, и собственными замыслами.

Вся жизнь была в труде и в эйфории, позжеу что была влюбленность. И это — самое основное в жизни моих своих родителей. Все было согрето влюбленностью. Влюбленностью папы к нам, людей — к папе.

Были у нас дни весьма нелегкие, много лиха мы испытали. Болезни отечественные, болезни папы, инфаркты мамы… Жизнь была соткана из любви и труда.

не забываю один эпизод. Мне было лет десять-одиннадцать, Мейерхольда еще не реабилитировали. Мы сидели на кухне, в то время, когда мать сообщила: "Вот вы все тут Меркурьевы, а я одна — Мейерхольд". И я говорю: "Мамочка, а желаешь, я заберу твою фамилию?" Отец как-то напрягся, смолчал, а позднее, поднимаясь из-за кухонного стола, сообщил: "Тебе еще весьма понадобится моя фамилия".

И, несомненно, до сих пор эта фамилия меня и ведет, и оказывает помощь, и накладывает громадную ответственность.

Василий Меркурьев (1904 — 1978).До тех пор пока бьется сердце…


Увлекательные записи:

Подобранные как раз для Вас, статьи:

  • Василий Ливанов

    Биография Василий Ливанов Василий Ливанов – позжественный артист. Его дед, Николай Александрович Ливанов, игрался в перифериальном театре под псевдонимом Извольский. Отец, Борис Николаевич…

  • Василий Лановой

    Биография Василий Лановой Романтичный и напористый Артур Грэй, поразительно прекрасный и по-настоящему аристократичный Вронский, майор угрозыска Владислав Николаевич Костенко. Возможно без…

  • Евдокия Вишнякова

    Дата рождения: 2 мая, 1976 Место рождения: Кишинёв, Молдавия, СССР (Молдавия) Биография Евдокия Вишнякова Счастье — вот оно сильное впечатление. Детство — эра, само собой разумеется, красивая. По-моему…

  • Андрей Мерзликин

    Дата рождения: 24 марта, 1973 Место рождения: Королев, Столичная область, СССР (Российская Федерация) Домашнее положение: Анна Мерзликина, трое детей Рост: 1.81 м Биография Андрей Мерзликин Андрей Мерзликин…

  • Валентин Смирнитский

    Дата рождения: 10 июня, 1944 Место рождения: Москва, СССР (Российская Федерация) Домашнее положение: Ирина Смирнитская (развод) двое детей, Елена Смирнитская (развод), Лидия Рябцева, Людмила Пашкова (развод)…

Comments are closed.