Биография Валентина Караваева
В 40-е годы она блеснула в "Машеньке" – милом фронтовом кинофильме, что был для боец (и их подружк в тылу) чем-то наподобие симоновского заклинания: "Ожидай меня, и я возвращусь". Караваева – студентка киношколы при "Москинофильме" – обучалась на курсе Райзмана. В то время, когда Райзман проводил, как сейчас говорят, "кастинг" артисток для принятие участия в этом кинофильме, от звёздных имён кружилась голова. А забрали её, никому не известную вздорную студентку. Она забрала режиссёра измором – первая проба была невезухной, но Валентина как словно бы знала, что Машенька останется ключевой и единственной ролью в её жизни.
И в то время, когда Райзман, переглядев всех, так и остался неудовлетворён, она пришла снова и сыграла так, что он уже не сомневался.
По окончании выхода фильма (в 1943-м) вся съёмочная несколько получила Сталинскую премию, и Караваева в 23 года стала самым молодым лауреатом. Гениальная, приятная, народная любимица, обласканная властью, – какие конкретно хорошие возможности раскрывались перед ней! Режиссёры завалили её предложениями.
Кроме того Райзман, что забрал за правило никого из актёров не снимать два раза, позвал её в собственную следующую картину "Небо Москвы". Но нелепая, ужасная невзначайсть сберегла традицию – режиссёр не снял и Караваеву.
Родом Валентина была из русской периферии, Вышнего Волочка. Дорогой ребёнок в семействе, она всегда отличалась своенравием. Родители назвали её Аллой, но в пять лет девчонка настояла на официальном переименовании.
Ей казалось, что "Алла" – неподходящее имя для кинозвезды. А в том, что она станет кинозвездой, Валя ни при каких обстоятельствах не сомневалась. Родители полагали это блажью.
Но, завершив семь классов, их дочка провалилась сквозь землю из дома, захватив один потрёпанный чемоданчик и покинув записку: "Еду в Москву, дабы стать артисткой".
И стала. Она выдержала вступительный экзамен в школу-студию при "Москинофильме", соврав, что закончила восьмилетку. Обучалась не легко хорошо, а исступлённо. Снялась в нескольких эпизодических ролях.
Родители не слышали о ней ничего – высокомерность не позволяла Валентине придумывать , пока она не прогремела на всю территорию страны в "Машеньке". Да и позднее она нечасто общалась с родственниками. Кроме того о её смерти в декабре 1997 года семья определила из газет. В одну редакцию пришло тогда послание от племянницы Караваевой. Она повествовала, что жили они непросто, бедно, но к известной родственнице обращаться стеснялись. А в то время, когда выяснили, что она погибла в бедности и одиночестве, не могли себе простить.
По всей видимости, в семействе Караваевых высокомерность – фамильная черта. В неповторимых письмах родным Валентина выдумывала, что получила в наследство миллионы погибшего супруга.
В первой половине 40-ых годов двадцатого века по пути на съёмки того самого фильма Райзмана "Небо Москвы" Караваева попала в автокатастрофу – автомобиль спихнулся с трамваем. Ёофёр погиб, а Караваева появилась в реанимации. Что она ощущала, в то время, когда в первый раз, придя в сознание, забрала в руки зеркало?! Её лицо изуродецовано насовсем. И две пластические операции, сделанные вдальнейшем швейцарскими докторами, не смогли утаить ужасный шрам, протянувшийся от уха до подбородка.
На этом фоне кроме того известие о том, что она ни при каких обстоятельствах не сможет стать матерью, прошло для неё практически незамеченным.
Истина, оставался театр. Ещё живы были в памяти её "предшествующие заслуги". Караваеву поселили в отеле "Ўтолица", приняли на работу в один из столичных театров, приглашали на всевероятные приёмы в качестве почётного гостя. Тогда было модно "украшать" режиссёрами и знаменитыми актёрами дипломатические рауты в консульствах. На одном их таких приёмов она познакомилась с Чапменом – атташе консульства Англии. Он был представителем одной из самых почитаемых и состоятельных семей Британии, но власти подозревали, что его дипломатическая должность есть только прикрытием.
Потому к их развивающемуся роману и знакомству пристально приглядывались не только в цивилизованных кругах столицы.
В итоге Караваевой дали разрешение на эмиграцию и брак. Она придумывала в управление: "Я не пользуется спросом тут как артистка. Я, лауреат Сталинской премии, могу сыграть ещё много ролей, в случае если мне будет оказана медпомощь за рубежом. Я была и остаюсь совдеповским человеком, верным компартии".
В 1945 году Валентина Чапмен покинула Россию. Сотрудники обвиняли её в корысти – дескать, променяла Отчизну на пластическую операцию и деньги. Но она обожала Чапмена.
Об этом говорит её послание, сохранившееся в архиве: "Я встретила собственную влюбленность и отправлюсь за собственной влюбленностью на большом растоянии от данной почвы".
Валентина скоро освоилась и в Британии, и в Швейцарии, где они жили с супругом. Скоро она уже вольно владела британским языком, много путешествовала и сроднилась с нравами английской аристократии. Говорят, что для собственных горничных она была вздорной хозяйкой: имела возможность устроить скандал, например, по причине того, что в ванну добавлена не та пена. Девушка из Страны Советов с удовольствием окунулась в мир актуальных уборных, светских приёмов – позднее повествовала подружке, что на одном из раутов танцевала с самим Черчиллем.
И однако праздность скоро ей наскобучала: создала театр при российской общине в Женеве, в котором была и режиссёром, и примой.
Два раза ей делали пластические операции. Но кроме того швейцарская медицина была бесмощна: шрам удалось самую малость замаскировать, но онемела верхняя губа. И с окончательным вердиктом медиков закончилась супружеская жизнь Караваевой – она начала рваться на Родину. Чапмен умолял её остаться, предлагал хорошее содержание и развод. Шел 1950 год, ещё был жив Сталин, и Чапмен, не понаслышке привычный с политическим порядоком Страны Советов, имел возможность вообразить, что ожидает возвращенку в Российской Федерации.
Но она стояла на своём. Полгода совершила на ступенях совдеповского консульства, умоляя разрешить ей возвратиться. В итоге ей дали разрешение.
В обмен на кг исписанной бумаги с признаниями собственных преимуществ и ошибок совдеповского строя перед капиталистическим.
Как ни необычно, Валентину встретили в Российской Федерации достаточно приветливо, в случае если возможно так сообщить о вызывах в Комитет госбезопасности, угрюмеющих при встрече лицах пожилых друзей и неформальных предложениях уехать куда-нибудь подальше. Но, по оченьй мере, она была дома.
Год она провела в Вышнем ВолоЧке. Трудилась в местном театре. Её племянница, тогда ещё ребёнок, припоминает, с каким восторгом дети разглядывали шляпки и платья, актуальные издания, нейлоновые чулки, духи и целых двадцать шуб, каковые она привезла из зарубежа.
Само собой разумеется, в Вышневолоцком театре она блистала, но ей-то грезилось иное: Ўтолица и постановка чеховской "Чайки".
Спустя год она возвратилась в Москву. На риск и свой ужас. Подготавливалась к репрессиям, и в то время, когда получила повестку-вызов в Министерство зарубежных дел, отправилась в том направлении, связав в узелок сухари и смену одежды. Но стали причиной еЁ чтобы ознакомить с посланием юриста своих родителей супруга: Чапмен погиб в автокатастрофе в Альпах спустя два года по окончании её возвращения в Россию, а его мать с отцом отказывали ей в наследстве. С лёгким сердцем она подсочиняла отказ, добавив госслужащему министерства: "Если вы сможете отстоять эти деньги, дайте их клиникам и ребяческим домам".
Обращение шла о огромной кроме того по нынчешним временам сумме, но она, весёлая, ушла, помахивая узелком.
Настоящего дома у неё не было. Она снимала углы в коммунальных квартирах, взрывчаткардируя Фурцеву, тогдашнего министра культуры, просьбами об улучшении жилищных условий. На это ушло более десяти лет.
Трудилась Караваева в Театре Пушкина, Театре киноартиста. Она репетировала пара пьес во втором составе, но, думается, так ни при каких обстоятельствах и не вышла на сцену. Её прямолинейный, экспансивный и неуживчивый нрав стал ещё тяжелее по окончании возвращения в Москву. Она осознавала, что людям непросто общаться с ней, и замыкалась в себе. Возможно, как раз потому у неё, талантливой артистки, не сложилась театральная судьба. К примеру, из-за конфликта с режиссёром её сняли с роли Нины Заречной в "Чайке", поставленной в Театре Моссовета Юрием Завадским ещё в 1945 году.
Сыграла премьеру 8 мая, а в следующем спектакле уже игралась вторая артистка.
Много лет она влачила в буквальном смысле слова нищенское существование. Иногда получалось подтрудиться на Киностудии им. Горького при дубляже кинофильмов. Говорят, что Караваева спорила и в том месте.
В этом случае с изображением, "играясь" голосом так, как она сама вычисляла нужным. Возможно, потому перед смертью она лишилась и данной работы – на смену ветеранам пришли новые режиссёры, уже не помнившие прежней славы Валентины Караваевой. Но голос её до последнего вздоха оставался тем же – чуть хрипловатым и очень чарующим, каким он запечатлён в кинофильмах "Всё о Еве", "Красное и тёмное", "Моя бедная любимая мать", "Свидетель обвинения".
Её голосом говорили Грета Гарбо, Лилиан Гиш, Бетт Марлен и Дэвис Дитрих.
Что-то ей уплачивали в Театре киноартиста – из милосердия. Заработную плат приносила на дом секретарша, сама Караваева за деньгами не шла – сказала: "Я ни в чём не нуждаюсь". В далеком прошлом были реализованы привезённые из Швейцарии шубы, дорогие и уже немодные платья…
На улицу она вылезала нечасто. в один раз её встретили на Ветхом Арбате. Караваева смотрелась как многие культурные старухи: всё вычищено, выглажено, но думается, что одежда вот-вот рассыплется на ней от старости.
А в волосах – алый бант.
И вот тогда, в то время, когда, казалось, всё в прошлом, в её жизни показался новый суть. Режиссёры не приглашали сниматься – и она сама начала снимать кино. Двадцать с ненужным лет Караваева игралась перед любительской кинокамерой, позднее обнаруживала плёнку, смотрела её на пришпиленном к стенке бумажном экране, разбирала собственные неточности и игралась снова.
Звук записывала на старый катушечный магнитофон. Устанавливала свет. Шила костюмы к милым ролям – Анна Каренина, Кармен и, само собой разумеется, Нина Заречная.
Для данной роли она сделала себе Чайку – птицу из проволоки, перьев и бумаги. Одинаковые роли она играла на протяжении двадцати с ненужным лет, и камера фиксировала, как она стареет: Заречная в пятьдесят, в шестьдесят, в семьдесят…
Ещё она придумывала ежедневник-повесть собственной жизни, что назвала "Пути человеческие", придумывала и письма, каковые забывала отправлять. Так, сберегось в её архиве послание к известному итальянскому режиссёру Пьетро Джерми: у неё имеется для него хорошая история. Не себя ли имела в виду?..
Она и погибла перед камерой.
О её смерти имели возможность бы продолжительно не определить, но в доме случилась водопроводная авария, и в ЖЭК обратились все жильцы, кроме данной необыкновенной женщины из квартиры на втором этаже. Думается, никто и не знал, что она – в прошлом известная артистка. Никто, кроме ближайшей соседки, которая обожала из-за стены слушать красивый караваевский голос, сказавший монологи из Чехова, Ибсена, Толстого. Эта же соседка и забила тревогу: голос из-за стены не доносился уже пара дней. В то время, когда дверь взломали, то заметили, как в воде плавали листы бумаги, спутанная киноплёнка и безнадёжно сломанные костюмы…
Гнетщее чувство создавала обтянутая тёмной материяю помещение-павильон, импровизированная гримёрка на кухне, узкий продавленный топчан, помогавший попутно и сценой, "моя ложа любви" – кликала его Караваева.
Человек, которому дали квартиру по окончании её смерти, предпочёл остаться жить в общежитии, но не вселяться в это жилище, внушавшее ему безотчётный кошмар.
Хоронили её в первых числах Января 1997 года. Скромные похороны создала Гильдия актёров, а индивидуальные вещи и архив Караваевой попали в Музей кино и по окончании были использованы при создании фильма о ней, названного "Я – чайка!.." Её могила заросла лопухами. К древесному кресту криво прибита проржавевшая табличка с надписью: "Чапмен". От неё не осталось ничего, кроме фильма, в котором она сыграла собственную последнюю роль уже по окончании смерти.
Но ничего другого ей и не было нужно.
Я — Чайка. Тайна актрисы Караваевой
Занимательные записи:
- Наталья Вавилова
- Марселу Энтони
- Регимантас Адомайтис
- Павел Луспекаев
- Владимир Фридман
- Александр Пороховщиков
- Лив Ульман
Подобранные как раз для Вас, статьи:
-
Биография Валентина Талызина Появилась 22 января 1935 года в городе Омске. Отец — Талызин Илларион Григорьевич. Мать — Талызина Анастасия Трифоновна. Дочка — Талызина Ксения, артистка Театра…
-
Биография Валентина Серова Согласно данным из официальных источников, Валентина Серова появилась 23 декабря 1917 года под Харьковом. (Не смотря на то, что, как утверждает ее дочка — Мария Симонова, — В. Серова намеренно добавила…
-
Биография Валентина Токарская Что такое артистское мастерство, Валентина Токарская знала с рождения. Ее отец был перифериальным артистом. В пять лет юная Валечка просматривала стихи на учебных балах в…
-
Биография Валентина Теличкина Валентина Теличкина появилась в селе Красном Горьковской (в наше время Нижегородской) области. Ее отец, будучи кулаком, очень стал жертвой Советской власти. В первый раз…
-
Дата рождения: 6 февраля, 1942 Место рождения: Калининград, Столичная область, СССР (Королев, Российская Федерация) Домашнее положение: Владимир Басов (развод), двое детей, Георгий Рерберг (погиб) Биография…