Details

Added by on 2013-05-24

Сергей Столяров

Биография Сергей Столяров

Сергей Столяров был рожден 1 ноября 1911 года в деревне Беззубово Тульской губернии в семействе лесника Дмитрия Столярова.

В конце 20-х гг Столяров закончил Первое профтехобучалище в Москве и одно время трудился паровозным машинистом на Киевской железной дороге. В вольное время он обучался в театральной студии для рабочих при МХАТе, созданной артистом Алексеем Диким. Артистские способности у Столярова, без колебания, были, потому по окончании студии ему порекомендовали поступать во МХАТ. В первой половине 30-ых годов двадцатого века на приемных экзаменах в известном театре Столяров просматривал монолог Нила из пьесы М. Горького "На дне".

Просматривал превосходно, члены высокой рабочей группе — а это были К. Станиславский, В. Немирович-Данченко, В. Мейерхольд — решили из пятисот абитуриентов зачислить его в театр.

В это же время в начале 30-х гг удачно складывалась не только творческая судьба Столярова, но и личная. В первой половине 30-ых годов двадцатого века его призвали в армию, и он был распределен в Театр Советской Армии. В том месте он и познакомился с юный артисткой Ольгой Константиновой (она только что закончила театральные направления Ю. Завадского). Она припоминает: "Из-за моей учебы откладывалась свадьба.

Сережа делал предложения, а я твердо отказывала — дескать, я артистка, засупруг не желаю вылезать. Ссорились очень сильно…

Свадьбы, само собой разумеется, у нас никакой не было, в первой половине 30-ых годов двадцатого века их не игрались. Загрузил муж на саночки всю мою имущество, и мы отправились в его помещение-девять метров, без печки, без особой мебели. К моей маме ездили кушать… До сих пор не забываю, что у нас было: стол, тахта, книжки, кроме того шкаф отсутствовал…"

В первой половине 30-ых годов XX века молодого артиста подметил режиссер Александр Довженко и позвал на эпизодическую роль пилота в собственном кинофильме "Аэроград". Так состоялся дебют Столярова в кино. Дебют был успешным: статный красавчик Столяров не имел возможности не привлечь к себе внимания. Так оно и случилось. Во второй половине 30-ых годов двадцатого века сам Г. Александров без каждых проб позвал артиста на ведущую роль в собственном новом кинофильме "Цирк". С данной картины и началась звездная слава киноактёра Сергея Столярова.

Его лицо радовалось с огромных рекламных плакатов, мельтешило в журналах и газетах (кстати, как раз именно поэтому фильму его по окончании 18 лет разлуки нашли брат и мать Роман). Но это было "парадное" лицо артиста Столярова. То, что в этого 24-летнего красавца проходит драма, которая связана с репрессиями 1937 года, знали немногие. А ведь тот год начинался для Столярова радостно. Сперва он стал отцом: 28 января у них с Ольгой был рожден сын, которого назвали Кириллом (в будущем он отправится по стопам отца и с 1956 года будет сниматься в кино).

Позже должна была состояться торжественная премьера фильма "Цирк". Но Столяров идти на нее отказался. Что же случилось? Послушаем рассказ ребенка артиста — К. Столярова: "Еще до премьеры фильм "Цирк" получил самую высокую оценку "наверху". А незадолго до премьеры расстреляли изумительного оператора Владимира Семеновича Нильсена. В те годы подавались расстрельные перечни.

Расстреливал НКВД, но "кандидатуры"-то подбирались на местах! Раздавался звонок: "У вас имеется троцкисты?" Да как не быть троцкистам в самом совдеповском мастерстве?! К примеру, Нильсен.

Отчего он? Да фамилия у него необыкновенная, к тому же супруга — балерина к тому же ко всему итальянская подданная. Отец был удивлен смертью Нильсена. А около все подготовились к премьере "Цирка". Намерено закупили аппаратуру в Америке, в Парке культуры имени Неприятного открыли летний кинотеатр.

Составляли наградные перечни, словно бы ничего не случилось. И отец не отправился на премьеру, куда позвали лишь осуществителей основных ролей. Он не получил орденок и не стал холуем.

Кем он был тогда? Мальчишкой 24 лет! Но он не опасался.

Чего опасаться в собственной стране?! Фильм с успехом прошел по экранам страны. Возможно, всеобщая влюбленность, "приметность" спасли отцу жизнь…

За фильм "Цирк" отец получил лишь заработную плат.

В том же году "Цирк" отправили на глобальную выставку в Париж. Но отца в том направлении уже не позвали. Кстати, на той же экспозиции была представлена скульптура В. Мухиной "колхозница и Рабочий". Рабочего Мухина лепила с моего отца."

В это же время строптивость Столярова практически не отразилась на его творческой карьере. Друг за другом на экраны страны выходят новые фильмы с его участием. Так, в 1938-1939 годах он участвовал в кинофильмах А. Роу "Людмила и Руслан" и "Василиса Красивая".

В первой половине 40-ых годов XX века тот же режиссер позвал его на роль Никиты Кожемяки в картине "направляться Бесбренный".

Популярность Столярова в народе была огромной. Припоминает его супруга О. Константинова: "Вы кроме того представить себе не имеете возможность, как Сергей Дмитриевич был популярен. Мы шли по улице — и все с ним здоровались.

А в то время, когда ехали в метро, я легко некомфортно себя ощущала: Сергей целый в ролях, сидит бубнит себе чего-то, а на нас не наблюдает".

Об этом же слова ребенка артиста — К. Столярова:

"В то время, когда мы проходили всей семьей в метро, то девчонки-контролеры метро делали вид, что рвут билет, протягиваемый Столяровым, и оставляли его на память как сувенир. Но собственной знаменитостью отец пользовался лишь на протяжении походов в кинотеатр. В те годы необходимо было выстоять огромную очередность за билетами, и в то время, когда мы доходили, то по толпе пробегал шепоток: "Смотрите, Столяров!" Выясняли его и билетеры, предлагая пройти безвозмездно. Но он всегда получал билеты. А в то время, когда шли обратно, то обязательно обсуждали только что замеченный фильм.

Так исподволь шло мое воспитание.

Собственного мнения отец не навязывал, он хотел, дабы я думал независимо".

В то время, когда началась война, Столяров не имел возможности остаться в стороне и записался на фронт добровольцем. Но, как и многих его сотрудников, Столярова скоро отозвали, аргументируя это решение производственной надобностью. Ўовместно с "Москинофильмом" его семья и артист в осеннюю пору 1941 года появились в Алма-Ате. По дороге в том направлении случился грустный эпизод: у Столяровых похитили продуктовые карточки. По тем временам это означало голодную смерть.

И тогда Столяров припомнил о собственном хобби — ожела, взял на киностудии винтовку и ушел в горы. Его не было дни, но, в то время, когда он возвратился, за его плечами болтался велики горный козел. Его мяса Столяровым хватило надолго — часть его они скушали, часть реализовали на рынке. Именно на это мясо Столяров выменял у К. Симонова его новую пьесу "Русские люди", которую артист позже поставил на арене местного театра.

Все сборы от этого театральной постановки Столяров отправил в фонд обороны на танк, что так и назвали — "Русские люди". В признательность за данный поступок артиста ему в Алма-Ату отправил весточку сам Сталин.

Не обращая внимания на то что Столяров в те годы считался звездой совдеповского кино, его семья, в различие от вторых известных семей, жила достаточно робко. По словам К. Столярова:

"Отечественная семья жила, как держава. Вся жизнь в коммуналке… Мать перешивала мне вещи, так что я ничем не выделялся среди сверстников. Мы жили в Сокольниках: древесные домишки, шпанистый район, у нас в школе иногда с диктантов милиция с собакой народ забирала.

Я ходил, как все мальчишки послевоенной поры, с ножом в кармане…

У отца не было никакой личной имущества, кроме ружья. Ни дачи, ни автомобили — ружьё и рюкзак. Потому иногда мы всей семьей выезжали в какую-нибудь область: Новгородскую, Псковскую, Рязанскую.

Жили в кинутых зданиях. Отцу стабильно придумывали простые люди письма: &на данный момент;Сергей Дмитриевич, приезжайте к нам, у нас такая охота, рыбалка, сеновал". Он везде был желанным гостем… Отец ходил босиком, в несложный рубахе и штанах. не забываю, как-то сельские мальчишки, с которыми я игрался, задали вопрос меня, отчего отец не наряжается как артист.

На мой вопрос он ответил, что имел возможность бы с тросточкой и при бабочке ходить по деревне, но не обожает эту показуху, позжеу что он такой же, как и другие люди…

Да и дружил отец по большей части с людьми несложными, не из мира мастерства. Из артистов у него был лишь один приятель — Борис Бабочкин. Они совместно ездили на охоту.

Их дружба длилась всю жизнь".

В первой половине 50-ых годов XX века, в то время, когда вышел фильм "Садко" с Сергеем Столяровым в ключевой роли, к артисту пришла и интернациональная знаменитость. На кинофестивале в Венеции он получил первую премию. Но самого артиста на тот фестиваль не отправили по мировоззренческим соображениям. И это при том, что через год французский издание "Синема" включил С. Столярова в перечень выдающихся артистов мирового кино, причем от СССР в этом перечне он был один.

В это же время за границу в тот год Столяров все-таки попал: все с тем же фильмом "Садко" он совместно с делегацией отправился в Аргентину.

Говорит К. Столяров: "На прием к президенту Хуану Перону надеялось идти во фраке, которого у Отца, конечно, не было, и он надел вышитую пиджак и российскую рубаху песочного цвета. Среди дам в декольте он создавал чувство человека, одетого в индейский костюм. Президент спросил у отца по поводу дохода. А у отца была единственная приз-Сталинская премия. Но президенту отец высокомерно ответил, что за каждый фильм получает сто тысяч.

А эта единственная премия была поделена на двадцать человек. Перон еще задал вопрос, сколько стоит надетая отцом сорочка. Отец ответил, что она не продается.

Мы с мамой встречали его по окончании поездки. На контрасте с Аргентиной отец как бы в первый раз заметил нашу жизнь. А я был в перешитом шапке и старом пиджаке-кубанке.

Возможно, это было страшное представление. И отец сообщил матери: "Как ты его одеваешь?" Как? Мы всегда так жили, и я всегда так наряжался…"

В это же время в 50-х годах Столяров снялся еще в двух известных кинофильмах: во второй половине 50-ых годов двадцатого века на экраны вышел первый совдеповский широкоформатный фильм "Илья Муромец", в котором артист сыграл роль Алеши Поповича (данный фильм вошел в Книгу рекордов Гиннесса — в нем приняло участие 106 тыс. боец-лошадей и 1100 статистов), а во второй половине 50-ых годов XX века- "Тайна двух океанов", где артист сыграл роль капитана совдеповской подлодки. Так, галерея хороших образов была продолжена артистом и в этих кинофильмах.

Во второй половине 50-ых годов двадцатого века Столяров стал участником КПСС. В первой половине 60-ых годов двадцатого века его семья нафинал-то получила ордер на новую трехкомнатную квартиру. Столяров тогда играл в Театре киноактёра, в кино практически не снимался. Еще во второй половине 50-ых годов двадцатого века совместно с женой, сыном и его мужой Н. Головиной Столяров создал творческую группу, которая гастролировала по стране. Они просматривали стихи, прозу, игрались сценки из различных водевилей.

Так они сами "загружали" себя работой. Ўходным образом тогда какое количество и другие киноактёры: М. Бернес, С. Мартинсон, М. Кузнецов.

Практически не снимался в кино Столяров и в 60-е годы. Тогда на экранах страны показалось всего лишь две картины, где артист сыграл большие роли: "Человек изменяет кожу" (1965) и "Туманность Андромеды" (1967). Последний фильм кроме того получил особенный приз на конценте в Триесте во второй половине 60-ых годов XX века. Столяров в этом кинофильме сыграл собственную последнюю (также основную) роль в кино. Как раз малая занятость в кино разрешила начальникам Театра киноактёра, где он трудился, выдвинуть против Столярова обвинение, что он не выполняет положенную норму. За это его и его жену выгнали с работы из театра.

Данный скандал без шуток подорвал здоровье артиста, скоро он без шуток захворал. 9 декабря 1969 года он погиб.

Говорит К. Столяров: "Я попросил скульптора Славу Клыкова сделать отцу монумент. Славе нужен был двухметровый белый камень: он считал, что отец был русским, ясным человеком, потому ничего лучше мячковского камня не придумать. Я опрокинул всю Москву — не отыскал. В этот самый момент мне заявили, что в одном переулке разламывают часовенку.

Схватил такси и, не доверитсяе, приехал… на свою квартиру, в том направлении, где всю жизнь жила отечественная семья, к Покровскому собору.

Вот от той разобранной часовенки и стоит на могиле отца камень…"

Как уходили кумиры — Столяров Сергей


Увлекательные записи:

Подобранные как раз для Вас, статьи:

  • Сергей Никоненко

    Биография Сергей Никоненко Появился 16 апреля 1941 года в Москве. Отец — Никоненко Петр Никанорович (1898 — 1979). Мать Никоненко Нина Михайловна (1913 — 1991). Супруга — Воронина-Никоненко…

  • Сергей Варчук

    Биография Сергей Варчук Сергей с детства мечтал о море и о далеких державах, что весьма особенно для парнишкака с Урала, пострухнул в Макаровку — Ленинградское мореходное обучалище, но не прошел…

  • Сергей Газаров

    Биография Сергей Газаров На вступительных экзаменах в ГИТИС Сергей Газаров просматривал Шнобель Гоголя. Возглавлял приемную рабочую группу режиссёр и известный артист Олег Павлович Табаков. Сергей Газаров…

  • Сергей Жигунов

    Биография Сергей Жигунов Сергей был рожден и совершил собственный ребячество в Ростове-на-Дону. С преждевременных лет он рос настоящим сорви-головой – совместно с приятелями срывал уроки в школе, пережигая…

  • Сергей Проханов

    Дата рождения: 29 декабря, 1952 Место рождения: Москва, СССР (Российская Федерация) Домашнее положение: Татьяна Проханова (развод), двое детей Биография Сергей Проханов Заслуженный артист России,…

Comments are closed.