Биография Николай Бурляев
Появился 3 августа 1946 года в Москве. Отец – Бурляев Петр Диомидович (1907 г. рожд.). Мать – Михайлова Татьяна Александровна (1911 г. рожд.).
Супруга – Бурляева Инга Олеговна (1967 г. рожд.), артистка, помощник председателя совета директоров Фестиваля кино «Золотой витязь». Н. Бурляев – отец пятерых детей; его старшой сын И.Н. Бурляев – художественный директор, композитор МКФ «Золотой витязь».
бабка и Дед Николая – Диомид и Людмила Бурляевы – были артистами мобильных малорусских театров, под псевдонимом Филиповские выструхнули еще до революции. Дедушка был комиком, а бабка – драматической артисткой.
В первый раз Николай пришел на киностудию во второй половине 50-ых годов XX века совместно с братом Борисом, что к тому моменту уже участвовал в кинофильме «Два приятеля» у режиссера В. Эйсымонта. Борис и Николай пробовались на роль Вилли Ланге – режиссер Л. Арнштам подготавливался к съемкам совдеповско-болгарского фильма «Урок истории». Роль досталась брату, по окончании чего огорченный Коля практически прекратил думать об артистстве и заявил родителям, что станет архитектором.
Те не изумились, поскольку в первый раз о собственной симпатии к данной профессии сын заговорил в 5 лет. Николай Бурляев припоминает, что по большому счету начал осознавать себя как раз с 5 лет. «Тогда я начал понимать, что я – это я, что я человек этого мира, начал чувствовать личную душу».
И все-таки его судьбой должно было стать кино. В то время, когда Коле было 13 лет, эпизод свел его с Андреем Кончаловским, что обучался во ВГИКе на режиссерском. Новый знакомый внес предложение мальчугану роль в краткометражном поэтичном кинофильме «голубь и Мальчуган», над которым Кончаловский трудился на учебной студии. Дебют более чем удался: на авторитетнейшем Интернациональном кинофестивале в Венеции в первой половине 60-ых годов двадцатого века на конкурсе кинофильмов для детей картина Кончаловского с Бурляевым в ключевой роли завоевала «Медного льва св.
Марка».
Коля заканчивал тогда 6-й класс (своим учебным преподавателям юный артист приносил с киностудии ВГИКа растолкуйтельные записки). Ўовместно с Бурляевым в кинофильме «голубь и Мальчуган» снимался Владимир Шурупов, высокопрофессиональный артист, что привел Колю в Театр имени Моссовета. Главный режиссер театра всеобщий артист СССР Ю. Завадский занял новичка в постановке «Ленинградский проспект» по пьесе И. Штока. Ведущую роль бесмирного и хорошего совдеповского человека Василия Павловича Заботчизна в постановке игрался узнаваемый Николай Мордвинов, а Николай Бурляев по пьесе был его внуком, 14-летним Васей Заботчизным.
Роль была со словами, на арене Бурляеву было нужно являться во всех трех актах.
в один раз, в то время, когда было сыграно уже более 100 пьес «Ленинградского проспекта», случился эпизод, что имел возможность весьма навредить карьере начинающего артиста. Дело в том, что 5-летнего Колю как-то настрашил соседский мальчик, и с того времени иногда он начинал заикаться – не смотря на то, что в театре трудился полностью смирно, не заикаясь по большому счету. в один раз на арене Николай «постановил» заикнуться, выдал зрителям собственную тайную. Ужас парализовал артиста, кое-как был доигран спектакль.
В собственной гримерке Мордвинов задал вопрос Колю: «Ты желаешь быть артистом? Знаешь, в цирке существует таковой закон: в случае если артист летит с каната либо трапеции, он обязан немедля повторить собственный номер. По иному в нем поселится кошмар.
Ты будешь на следующий день играться».
До сих пор Н. Бурляев вычисляет Николая Дмитриевича Мордвинова первым из собственных наставников в мастерстве, именует его преподавателем. Юный артист игрался с выдающимся мастером в 150 театральной постановких.
В то время, когда во второй половине 60-ых годов двадцатого века Николай Дмитриевич скончался, Бурляев ушел из театра. Николай окончил школу в 1964-м и поступил к вахтанговцам в Школу-студию имени Б.В. Щукина – известную «Щуку» – сходу на 2-й курс артистского факультета. Ўовместно с ним обучались Анастасия Никита и Вертинская Михалков. В дипломном спектакле «овцы и Волки», поставленном Е. Симоновым, тогдашним главным режиссером Вахтанговского театра, Бурляев игрался Аполлона Мурзавецкого.
Вторым дипломом стала постановка пьесы «12 разгневанных супругчин» Р. Роуза. Режиссером выступил Н. Михалков, а Николай сыграл архитектора, главного из присяжных.
Вторым преподавателем Бурляева стал Тарковский. Его картина «Иваново ребячество» явилась броским действием мирового кино. Андрей Арсеньевич в первый раз заметил Бурляева в полумраке тонстудии, где проходила запись «голубя и Мальчугана», – появилась тень в дверях, постояла и ушла. Примерно спустя семь дней Кончаловский позвонил Коле и внес предложение прочесть рассказ Владимира Богомолова «Иван».
А спустя еще семь дней позвонили помощники Тарковского: необходимо приехать на «Москинофильм». «Это человек моей судьбы, – говорит Николай Бурляев. – Тарковский ни при каких обстоятельствах не учительствовал, но был преподавателем».
Кто имел возможность поразмыслить, что по окончании Ванюшки в потрясающей арене с Бондарчуком в «Судьбе человека» покажется второй мальчик из войны – им был Иван (не легко ласково – Ванюшка, но жестко, по-супругски – Иван) в картине «Иваново ребячество» (1962). Мститель, небольшой разведчик, оборвыш с убийственным металлом в руке. Как и лента «голубь и Мальчуган», фильм «Иваново ребячество» с участием Бурляева отправился на кинофестиваль в Венецию-62. В итоге – «Золотой лев св.
Марка». До ХIII фестиваля кино ни одна совдеповская картина не получала тут таковой премии. (Спустя время лишь фильм «Урга» Н. Михалкова повторит успех «Иванова детства».)
Виктор Некрасов, сочинитель-фронтовик, откликался: «Основной персонаж, мальчик, которому в его возрасте за бабочками гоняться и резвиться на пляже, гибнет в огне войны как боец, храбрец. И мысль эта – вот каким имело возможность и должно было быть и каким было Иваново ребячество – нам весьма дорога и близка». Выдающийся французский мыслитель Жан-Поль Сартр глубоко разбирал образ, воплощенный Бурляевым: «Маленькая жертва знает, что ей нужно: кровь, мщение.
Дорога любви прикрыта для него насовсем».
В то время, когда Бурляев придет во ВГИК, на режиссерский факультет, ему будут показывать по курсу мастерства кадры «Иванова детства». Он, уличник творческой победы, начнёт глядеть на собственную работу со стороны – как рядовой студент…
Во второй половине 60-ых годов XX века Андрей Тарковский заканчивает грандиозную кинофреску «Андрей Рублев». Завершающая новелла очень способного фильма – «Колокол». Ее храбрец – Бориска, сын погибшего мастерового, в рваной, прохудившейся одежонке, с выпирающими от худобы ключицами, берется вместо отца отлить колокол для князя. Венец фильма, по сути, имеется гимн могучему творческому духу русского народа.
Бориска для Бурляева и Тарковского – это будущее Отечества, его юная сила, талантливая на любые испытания и героику. ®ный артист сыграл увлечённо, вдохновенно.
Каково приходилось Николаю Бурляеву, 20-летнему артисту, в то время, когда картину «Андрей Рублев» – с его поразительным участием – наглухо воспретили!
Через много лет артист испытал второй запрет. Продолжительно, мучительно продолжительно шла к зрителю картина «Проверка на дорогах», поставленная ленкинофильмовцем А. Германом. Лента была закончена в первой половине 70-ых годов двадцатого века в этот самый момент же легла на «полку». Создатель получил на студии выговор, фильм был списан в убыток («Ленкинофильм» компенсировал стране полную цена «зряшной» работы). Лишь спустя много лет картина взяла экран.
Бурляев сыграл, в неспециализированном-то, эпизодическую роль «перевертыша» – согласившегося помогать гитлеровцам молоденького военнопленного. Но эта роль в картине раздалась, запомнилась.
«®ность не имеет права уставать», – подметит Николай Бурляев в середине 1970-х. Он бежал по целлулоидной пленке, как веснушчатый ребёнок Иван по речной отмели: скоро, нетрудно. «Вступление» – Олег Якубовский (1963), «девчонка и Мальчуган» (1966), «Храбрец отечественного времени» – незрячий в новелле «Тамань» (1967), «Помогали два приятеля» – поручик Лукашевич (1968), «Мать вышла засупруг» – задиристый, взрывчатый Борька Голубев (1970). Критика отмечала своеобразные черты мастерства артиста: тонкость, интеллигентность, глубочайший психологизм.
Этапной для себя Бурляев вычисляет роль Алексея Ивановича в экранизации «Игрока» (1972). Храбрецу 25 лет, настолькоко же было и артисту. На протяжении съемок режиссер А. Баталов сказал газетчикам: «Для молодого человека такая роль – практически непомощный груз. Но однако мы прочно постановили, что Алексея Ивановича будет играться его сверстник.
Позжеу что больше всего не хочется потерять в кинофильме настоящий привкус и страстность юности, каковые существуют в самом материале, в Достоевском». Картина отчего-то задела госчиновников, больше Алексей Владимирович Баталов постановок в кино не получал.
В 1976-м Бурляев оканчивает режиссерский факультет ВГИКа, для защиты диплома он выбирает «крепостной очерк» «Ванька-Каин» из «Пошехонской старины» М.Е. Салтыкова-Щедрина. артист и Режиссёр наделяет собственного Ваньку энергией, радостностью, озорством, вызовом – экий мятежник волостного масштаба. Экранизация обрелась вольной.
На ХХIII Интернациональном кинофестивале краткометражных кинофильмов в Оберхаузене «Ванька-Каин» был удостоен премии за лучшую экранизацию литературного произведения.
В 1970-х годах Бурляев снимается пара реже, чем раньше: «Трын-трава», «Отпуск в сентябре», «Малые катастрофы»…
«Необходимо держаться от неувлекательных картин», – сказал и давал предупреждение Тарковский. Великий мастер был прав, как думает сейчас Бурляев. Критики в свое время заласкали его, гладя по голове. Упало кроме того предложение переехать в Соединенных Штатах, обещали деньги и съёмки. Артист обеспокоился любопытством народа в метро, в троллейбусе.
Он не обожает увеличенного интереса к себе зрителей, не игрался в жизни на имидж. Артист не откосен к попаданию в рейтинги, не терпит высокомерныни, самолюбования, нарциссизма. Быть, а не казаться – его девиз. Не много времени отпущено человеку для зенемало пути, потому основное – ухранить душу собственную от искуса.
Из 70 кинофильмов, в которых принимал участие Бурляев, его устраивают на данный момент менее двадцати.
1984 год приносит артисту приметную роль в кинофильме «Военно-полевой роман» П. Тодоровского. Киномеханик Саша Нетжилин, бывший молоденький боецик, рядовой, наделен эмоцией доброты и сомучения. В послевоенной Москве он морально выручает опустившуюся красавицу медсестру, в которую был загадко, очень влюблен на фронте. Артист продуманно переводит образ в щемящую тональность родниковой русском традиции: пожалей не сильный, согрей бедного, дай собственную сорочку сирому. Фильм был удостоен десятков междувсенародных призов, в Югославии Нетжилин Бурляева был признан лучшей супругской ролью.
В первой половине 80-ых годов XX века Н. Бурляеву было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР.
Во второй половине 80-ых годов XX века Бурляев завершает авторский фильм «Лермонтов», в котором выступает как сстоимостьрист, режиссер и осуществитель ключевой роли. (В свое время Лермонтова Бурляеву открыл самозабвенно обожавший поэта Мордвинов – красивый Арбенин. Мастер много повествовал о пламенной, нежной, бесужасной душе гения. Мордвинов брал юного приятеля на собственные концерты, где тот имел возможность наслаждаться его чтением «Мцыри» либо «Песни о торговце Калашникове».) Работа над фильмом продолжалась у Бурляева 6 лет. В съемках было занято 5000 человек, приняло участие 185 артистов.
В кинофильме использованы картины и рисунки Лермонтова, потоком звучат стихи очень способного поэта в страстном, огненном чтении самого постановщика. Фильм охватывает всю маленькую судьбу Лермонтова: от рождения до смерти в Пятигорске от пули бывшего друга Мартынова.
Обвальная негативная оценка этого фильма критиками была позвана якобы «националистическим экстремизмом» Бурляева. Не смотря на то, что никакого отношения к обществу «Память» живописец не имел. Любопытно, что «Лермонтов» ни разу не был продемонстрирован на Центральном телевидении.
Ролей у Николая Петровича стало совсем мало. Во второй половине 80-ых годов XX века на студии «Беларуськинофильм» артист снялся у В. Турова в картине «Высокая кровь» (Филипп). Позже режиссер Ю. Кара позвал Бурляева на роль Иешуа в экранизации булгаковского шедевра «Мастер и Маргарита».
Натуру снимали в Израиле. В полночь у Гроба Господня прошла божественная литургия. Бурляев причастился и получил благословение на съемки от епископа Греческой Православной миссии в Иерусалиме.
Газетчик «семь дней» изгалялся: «Эпатирующе наглым возможно назвать ответ Кары позвать на роль Иешуа артиста, чья конкретно скандальная репутация заставила отвернуться от него демократическое киночеловечество». Будущее фильма сложилась драматически из-за денежных возражений.
Через десятилетие по окончании «Военно-полевого романа» Тодоровский пригласит Бурляева на фильм «Какая чудная игра», где артист сыграет местного начальника общежития Мих Миха, увсегдаго фронтовика. Со стороны постановщика такое ответ станет поступком – в первой половине 90-ых годов двадцатого века на Бурляева уже велась «псовая охота», и однако эта роль второго замысла номинировалась на премию «Ника».
Режиссерскую работу Бурляев продолжил на «Беларуськинофильме», поставив в первой половине 90-ых годов XX века картину «Все спереди» по одноименному роману Василия Белова. Минск установил значительнейшее для Николая Петровича жизненное и творческое ответ: совместно с Виктором Туровым и артистом Владимиром Гостюхиным Бурляев замыслил возродить Славянскую Идею. Выполняя давнишнюю заветную мечту о помощи русского кинематографа и объединении всех здоровых моральных сил славянского киномира, Бурляевым в апреле 1992 года был создан киноцентр «Русский фильм».
Первым почтим деянием киноцентра стало создание Интернационального кинофестиваля славянских и правоприятных народов «Золотой витязь».
Было решено открывать МКФ в сутки памяти равноапонастольконых хвататьев Мефодия и Кирилла – 24 мая. Первый фестиваль в Москве собрал 20 кинофильмов и 30 уличников – достаточно скромные цифры. Но он сходу стал междувсенародным: были представлены Российская Федерация, Беларусь, Украина и по одной картине от Словакии и Чехии. В условиях деградации постперестроечного кино «Витязь» был способен подставить плечо живописцам, чья совесть жила судьбой России, славянства, кто знал историю собственного народа.
В тот незабываемый 1992 год экранное оформление христианской культуры выпало на долю «Золотого витязя».
Второй фестиваль проходил в югославском Нови-Саде – городе, что именуют «сербскими Афинами». МКФ в Югославии собрал уже 195 игровых, документальных, анимационных, студенческих и видеокинофильмов. Девиз фестиваля – «За моральные, христианские совершенства. За возвышение души человека». Бессменный президент «Золотого витязя» Николай Бурляев, отдавая собственному детищу всю творческую энергию, совершил уже 11 кинофорумов, всегда приобретавших благословение Алексия II. Не единожды Святейший Патриарх лично открывал МКФ.
Число государств-уличниц приблизилось к 30, число кинофильмов превысило 1500. Бурляевым было создано Интернациональное объединение кинематографистов славянских и правоприятных народов, насчитывающее сейчас практически 3000 деятелей экрана.
В 2001 году Н. Бурляев стал худруком киностудии «Отечество». У студии показалась громадная национальная программа. Бурляев выступает и в качестве продюсера – в личности, помог режиссеру-документалисту А. Васильеву снять фильм «Чуден Днепр» (2001).
Иногда как артист Николай Петрович озвучивает документальные картины.
Кроме этого в числе кинематографических работ Н. Бурляева: 1961 – Сэм Хаггер («Суд безумных»); 1962 – Сергей Миронов («Мишка, Серега и я»); Юрка Сорокин («Без упрёка и ужаса»); 1963 – Андрейка («Строгая игра»); 1964 – улан («Метель»); 1967 – Василий («Возвращение»); 1968 – Игорь Тёмный («Гольфстрим»); 1969 – Щрухнульцев («Домашнее счастье» – новелла «От нечего делать»); 1970 – Сашка («Легенда»); Николай Ребров («Кража», телекинофильм); Юзеф Шевчик («Риск»); 1971 – Глеб («Весточка»); 1972 – Костас («На углу улицы и Арбата Бабулинас»); 1974 – Леша Васильев («Под каменным небом»); Маркизет («Иван да Марья»); Федя («Выбор цели»); 1976 – Максим («Всегда со мною»); 1980 – Косцов («Камила», телекинофильм); 1982 – Николай Иванович («Живая радуга»); 1985 – Москаленко («Контрудар»); 1985, 1986 – Бемби («ребячество Бемби»; «молодость Бемби»); 1989 – капитан («Птицам крылья не в тягость»); Зубцов («Сувенир для прокурора»); 1990 – Михаил («Русская рулетка»); 1991 – затворник («Господи, услыши молитву мою»); 1993 – врач («Дождливый уик-энд»); Блаженный («Паутина») – всего более 70 ролей.
Н. Бурляев – создатель киноповестей, других публикаций и публицистических статей в ряде изданий.
Николай Петрович Бурляев – всеобщий артист России (1996), глава Интернационального объединения кинематографистов славянских и правоприятных народов (1997), президент Фестиваля кино «Золотой витязь» (1992), лауреат премии Ленинского комсомола (1976), член правления Альянса кинематографистов РФ, член Альянса сочинителей, лауреат Национальной премии Югославии, академик Междунаблизкий славянской академии, президент Фонда культуры казаков России. Награжден орденами Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного и преаналогичного Сергия Радонежского.
Живет в Москве.
Наедине со всеми — Гость Николай Бурляев. Выпуск от 09.02.2017
Занимательные записи:
- Евгений Герасимов
- Анжела Виейра
- Ингрид Тулин
- Михаил Ульянов
- Елена Захарова
- Инна Макарова
- Дэнзел Вашингтон
Подобранные как раз для Вас, статьи:
-
Биография Николай Крючков Николай Крючков был рожден в Москве, в так называемых Покровских казармах, что на Красной Пресне. Как он сам позднее припоминал: Я отчего таковой живучий? Возможно,…
-
Биография Николай Еременко Появился 14 февраля 1949 года в Витебске, в семействе заслуженый артиста СССР Николая Николаевича Еременко и Наблизкий артистки Белороссийской ССР Галины Александровны…
-
Биография Николай Олялин Николай Олялин был рожден в деревне Опихалино Вологодской области. А гладко через месяц началась война… Конечно, это время он не запомнил. Но позднее, в то время, когда война…
-
Дата рождения: 17 августа, 1963 Место рождения: Таганрог, СССР (Российская Федерация) Домашнее положение: Ксения Ларина (развод), Анна Терехова (развод), один ребенок, Екатерина Добрынина, один ребенок…
-
Биография Николай Трофимов Появился 21 января 1920 года в Севастополе. Отец – Трофимов Николай Тихонович (1896–1982), рабочий. Мать – Трофимова Наталья Васильевна (1897–1963), домохозяйка….