Биография Марк Прудкин
Еще не окончив настоящего обучалища, в 1916 послался в Москву и в один момент пробовал поступить в Камерный театр и в МХТ. А.Я. Таиров Прудкина отверг, художественники приняли. По окончании завершения учебы в Клину в 1918-1924 — студиец 2-й Студии МХТ (параллельно в 1918-1919 обучался на юридическом факультете Ўтоличного универа). В МХТ Прудкиным были сыграны Приклонский ("Узор из роз" Ф.К.
Сологуба, реж. В.В.Лужский, 1920), Володя ("Зеленое кольцо" З.Н. Гиппиус, реж. В.Л. Мчеделов, 1922), Карл Моор ("Разбойники" Фр.
Шиллера, постановка Б.И. Вершилова, 1923), Дон Люис ("Женщина-невидимка" П. Кальдерона, постановка Вершилова, 1924), и князь и Раскольников Мышкин в отрывках по "возмездию и Правонарушению" и "Дураку" Ф.М. Достоевского.
В 1924 совместно с соучениками по 2-й Студии Прудкин входит в труппу МХАТ, которому даст следующие семь десятилетий.
С первых шагов на арене Художественного театра, в то время, когда К.С. Станиславский доверил ему роль Чацкого в возобновленном "Горе от ума" А.С. Грибоедова (1925), артистический темперамент Прудкина был воспринят в одной определенной тональности — лирико-романтической. По словам Н.А. Крымовой, "то, что он — отменный своеобразный артист, подметили не все и не сходу".
В 1920-1930-е годы были сыграны Лысов ("Пугачевщина" К.А. Тренева, реж. В.И.
Немирович-Данченко, Лужский, Л.М. Леонидов, 1925), Князь Голицын ("Николай I и декабристы" А.Р. Кугеля, реж. Н.Н.
Литовцева, рук. пост. Станиславский, 1926), Шервинский ("Дни Турбиных" М.А. Булгакова, реж. И.Я.Судаков, рук. пост.
Станиславский, 1926), Незеласов ("Бронепоезд 14-69" Вс.В. Иванова, постановка Судакова, 1927), Фигаро ("Помешанный сутки, либо Женитьба Фигаро" П. Бомарше, постановка Станиславского, ввод в 1929 в спектакль 1927), прокурор Бреве ("Воскресение" по Л.Н. Толстому, реж. Судаков, рук. пост.
Немирович-Данченко, 1930), Кастальский ("Ужас" А.Н. Афиногенова, реж. Судаков, 1931), Бакин ("поклонники и Таланты" Островского, реж.
Литовцева, рук. пост. Станиславский, 1933) и другие. При всем блеске дара молодого Прудкина порою он "казался исердишне рассудочным, мешало перенасыщение речи смысловыми выговорами — линии, привносившая оттенок сухости" (О.А.
Радищева).
Среди неоспоримых артистских успехов (по окончании бесшабашного Шервинского и язвительного Бреве) — роль фата Мехти из "Глубокой разведки" А.А. Крона в постановке М.Н. Кедрова (1943).
Немирович-Данченко, думая незадолго перед смертью о Лесе Островского, намечал Прудкина на роль Аркашки Счастливцева.
В 1943 Прудкин — член одного из возглавляящих органов МХАТа тех лет — художественно-режиссерской коллегии (складывалась из пяти человек). Роли Прудкина 1940-1950-х гг были в основном сыграны в постановках, высказывавших "правительства и линию партии" (как раз они были удостоены Национальных премий): Гайдар во "Фронте" А.Е. Корнейчука (реж. Н.П. Хмелев и др., 1942), Вертелин в "Зеленой улице" А.А.
Жестка (постановка Кедрова, 1948), Устинов в "Потерянном доме" С.В. Михалкова (реж. А.М. Карев, 1951), Керенский в "Залпе "Авроры" М.В.
Большинцова и М.Э. Чиаурели (постановка Кедрова, 1952). Позднее им были воплощены на арене циник Басов ("Дачники" М. Горького, реж. В.А.Орлов, рук. пост. Кедров, 1953), английский сочинитель ("Кремлевские куранты" Н.Ф.
Повременина, реж. М.О. Кнебель, И.М. Раевский, В.П. Марков, ввод 1956 в спектакль 1942), академик Кареев ("Золотая карета" Л.М.
Леонова, реж. П.А. Марков, Орлов, В.Я. Станицын, 1957), Яков Коломийцев ("Последние Горького", рук. пост. О.Н. Ефремов, 1971), Крутицкий ("На всякого умнеца достаточно легкоты" Островского, постановка Станицына, 1973), Шабельский – первая чеховская роль Прудкина ("Иванов" А.П.
Чехова, постановка Ефремова, 1976), Светловидов ("Чеховские страницы" по пьесам и поведам Чехова, постановка Е.В. Радомысленского, 1977), Приятель ("Все кончено" Э. Олби, постановка Л.М. Толмачевой, 1979), князь Абгрубов ("Живой труп" Л.Н. Толстого, постановка А.В. Эфроса, 1982), Понтий Пилат ("Бал при свечках" Г.С. Епифанцева по "Мастеру и Маргарите" Булгакова, реж.
В.М. Прудкин, 1983) и другие. Прудкин был уличником (пан Хмелик) незабываемого ансамбля артистов второго поколения Художественного театра в ностальгическом спектакле "Соло для часов с боем" О. Заградника (реж.
А.А. Васильев, рук. пост. Ефремов, 1973).
Необычно складывались отношения Прудкина с кино: снявшись во второй половине 20-ых годов XX века в немом кинофильме Я.А. Протазанова "Человек из ресторана" (в роли офицера), а позже в кинофильме "Седьмой спутник" (кроме этого в роли офицера, 1928), артист в течении более чем сорока лет с этим видом мастерства дела не имел, не решаясь пересделать ход порог сцены. Режиссёр И.А. Пырьев два раза смотрел Прудкина в роли Федора Павловича Карамазова (1960) в постановке Немировича-Данченко 1910 года "Ґвататья Карамазовы" по Достоевскому и упорно приглашал артиста перенести собственного театрального храбреца на экран. Прудкин уговорам поддался: фильм вышел в 1969.
От предложения Г.М.Козинцева сняться в роли Короля Лира артист твердо отказался, не чувствуя близости с мастерством кинематографа.
Встретившись с Достоевским на арене еще во 2-й Студии МХАТа, Прудкин снова спихнулся с ним в зрелые и преклонные годы. Одной из вершин стала роль Князя К. в телеспектакле А. Орлова "Дядюшкин сон" (1981). "В случае если спросят, что такое "своеобразный артист", – придумывал А.М. Смелянский, – сейчас сообщу – "Посмотрите Прудкина в Князе". В то время, когда спросят, что такое школа Художественного театра, повторю – "Смотрите Прудкина в Князе".
В то время, когда захотят выяснить, что такое таинственная театральность Достоевского, еще раз отвечу – "Посмотрите Прудкина в Князе".
Уличник телевизионного цикла "Театральные мемуары" (совместно с А.И. Степановой). В 1987 была выпущена грампластинка с записями фрагментов оптимальных работ артиста последних лет в театре, на телевидении и на радио.
В кино — с 1926 года, начинал невеликий ролью в кинофильме Е. Иванова-Баркова "Мабул" (по мотивам повести Шолома Алейхема "Багровый поток"). Всеобщий артист СССР (1961).
МАРК ПРУДКИН
Занимательные записи:
- Валентина Титова
- Ирина Купченко
- Люсьена Овчинникова
- Соня Кирхбергер
- Наталья Гундарева
- Алексей Кравченко
- Людмила Аринина
Подобранные как раз для Вас, статьи:
-
Mark Dacascos Дата рождения: 26 февраля, 1964 Место рождения: Гонолулу, Гавайи, США Домашнее положение: Джули Кондра, трое детей Рост: 1.75 м Биография Марк Дакаскос В российский прокат вышел…
-
Биография Марк Хэмилл Марк Хэмилл был рожден в Окленде (штат Калифорния). Его отец был капитаном ВМС США, и мелкому Марку было нужно пожить в Виргинии, Нью-японии и Йорке. Начинал он, еще…
-
Биография Михаил Державин Появился 15 июня 1936 года в Москве. Отец — Державин Михаил Степанович (1904-1951), всеобщий артист РСФСР, был одним из ведущих артистов Театра имени Е. Вахтангова….
-
Биография Георгий Тараторкин Pодился 11 января 1945 года в Ленинграде. Отец – Тараторкин Георгий Георгиевич (1917–1952). Мать Тараторкина Нина Александровна (1921–1971). Супруга – Маркова…
-
Биография Армен Джигарханян Появился 3 октября 1935 года в Ереване. Армен Джигарханян — уроженец армении по крови, по рождению, воспитанию. Его родственные корни уходят в глубинные пласты данной древней…