Небольшой Мировой Театр на сцене Учебного театра ГИТИС представляет российскую премьеру музыкальной комедии германского композитора ХХ века Карла Орфа "Сон в летнюю ночь" по одноименной пьесе Шекспира.
Карл Орф — создатель известной кантаты "Carmina burana". Уникальный и известный стиль композитора опирается не только лишь на театральные системы старенькой Европы, да и на формы музыкальных действ востока, которые развивались независимо от западной оперно-симфонической традиции. Орфа не случаем завлекает театр, где сложился канон четкого, как музыкальная партитура, рисунка сценического движения.
Музыкальная пьеса "Сон в летнюю ночь" представляет в творчестве композитора исключительное явление. Карл Орф ворачивался к ней в протяжении всей жизни, переписывал в различные годы. Существует семь вариантов партитуры — 1917-го, 1925-го, 1938-го, 1943-го, 1952-го, 1964-го и 1976-го годов.
"Сон в летнюю ночь" Карла Орфа нельзя именовать оперой в обычном осознании европейцев. "Сон в летнюю ночь" – это музыкальное произведение, написанное для драматических актеров. В нем нет деления на арии, речитативы, хоры. Музыка следует за текстом Шекспира, она становится игровым элементом представления, акцентируя мимику, жесты, интонации персонажей, саму просодию шекспировского стиха при помощи звука и ритма. Музыкальное решение спектакля думало композитором как типичная кандидатура обычно принятой в тогдашнем театре музыке Мендельсона – это абсолютная "антиромантика". Симфонический оркестр заменен необычным ансамблем ударных и духовых инструментов, собранных композитором со всего света. Зрители увидят и услышат "этнического" Шекспира. Музыкальная партитура заполнена волшебным звучанием. Афинский лес Орфа полон странноватых нездешних звуков. Велика роль ритуалов, обрядов, комплотов, заклинаний, обычных детских считалок. В спектакле применены приемы театральных зрелищ различных времен и народов – комедия дель арте, театр кабуки и, в особенности, театр Брехта, с его приемами остранения, возможностью выхода актера из роли.
Комедия "Сон в летнюю ночь" Шекспира содержит внутри себя невидимую "потаенную пьесу". В подсознании пьесы Шекспира спит подсознательное познание об небезопасных силах, бушующих в природе человека и мира. Именно эта эротическая из пьес Шекспира, так именуемая притча для малышей, заключает внутри себя сильные мотивы эмоциональности. Каждый ее персонаж лицезреет собственный сон в летнюю ночь — клубок болезненных ночных видений, мучительных страхов и освобожденных от контроля дневного разума эротических грез.
Инсценируя "Сон в летнюю ночь", Небольшой Мировой Театр решил обойтись без массивных декораций и полного актерского состава. Эта "потаенная пьеса" прочитана нами как интимная история на четырех. Две влюбленные пары проживают драматические любовные коллизии за всех шекспировских персонажей. Ремесленники-актеры, четверка влюбленных героев из комедии, Оберон, Титания, Пэк и Основа-осел. "Мы будем делать все то, что проделываем с собой в жизни, чтоб не ощущать себя одинокими", — произнесут они – "…будем насмешничать, оскорблять и лупить друг дружку, лгать и притворяться, напиваться и принимать наркотики, рыдать. Мы будем играть честно. Будем пробовать жить". После ночных перипетий, обессиленные и разбитые, они засыпают. Днем по пробуждении память героев о ночных бурях инстинкта ворачивается на дно подсознания, сами сновидцы помнят о собственных грезах смутно и говорят непонятно. Они высмеивают свои ночные ужасы и желания. "Бесовские" силы бегут перед лицом хохота, как ночные тени перед лицом денька. Навечно ли?
Антиромантический контекст, безжалостность, отсутствие снисхождения, но, вкупе с тем, нескончаемое одиночество, острая потребность в любви и доверчивая вера в волшебство – об этом наш спектакль.
Постановка/сценография – Наталия Анастасьева.
Музыкальная редакция – Петр Аполлонов. Пластика – Константин Мишин.
В проекте учавствуют Булат Гафаров (этнические инструменты) и Николай Льговский (перкуссия). В спектакле заняты артисты: Ира Линдт, Александр Кольцов, Элена Денисенко, Оксана Костецкая, Ира Гонто, Роман Индык, Игорь Балалаев.
Продюсер постановки – Марина Бьернсгорд.
Проект поддержан грантом Комитета по культуре г. Москвы "Открытая сцена".
Пресс-показ спектакля состоится Девятнадцать февраля в 13:00.
Премьерные спектакли состоятся 20 один и 20 два февраля в 19:00 на сцене Учебного театра ГИТИС по адресу: Б. Гнездниковский пер., дом 10.