Биография Валентина Токарская
Что такое артистское мастерство, Валентина Токарская знала с рождения. Ее отец был перифериальным артистом. В пять лет юная Валечка просматривала стихи на учебных балах в присутствии вдовствующей императрицы Марии Федоровны, а в четырнадцать уже получала на судьбу, танцуя в кино перед сеансами.
Ее образование – личная балетная школа. Ее универы – артистские бригады, комплектуемые каждый новый сезон на столичной бирже труда.
Валентину не могли не заметить. Восторженный критик придумывал: "В то время, когда наблюдаешь на танцующую Токарскую, думается, что она хорошо поет". Не ручаюсь за дословность цитаты, поскольку ее по-своему перефразировал остроумец Ширвиндт, но правда где-то близко.
Валентина Георгиевна превосходно танцевала, но замечательным голосом не отличалась. Она выполняла роли так называемых субреток, кокеток, обольстительниц, дам-вамп и была весела в нетрудном жанре оперетты.
Иметельница несовдеповской красоты Валентина Токарская стала звездой Ўтоличного мюзик-холла. В начале 30-х это заведение было самым кассовым цивилизованным центром в столице, прибыль стране – буйная. Рядом с Токарской блистали универсальные артисты Мартинсон, Тенин, Лепко, Рина Зеленая и Мария Миронова. Пьесы были феерическими.
Говорят, в vip-ложе Максим Горький рыдал от хохота, утирая слезы безразмерным платком. Завечнотаями театра были Ильф, Петров, Катаев, Зощенко – все они были поклонниками примы мюзик-холла. Валентина Токарская разъезжала по городу в личном авто.
Ее именовали самой красивой, богатой и успешной москвичкой. Пока не прикрыли мюзик-холл.
Артистку позвали в Театр сатиры, внесли предложение пара основных ролей. Это была хорошая замена мюзик-холлу, но не полнодорогая. Токарской не хватало музыки, блеска, танцев. Она снялась в кинокомедии Якова Протазанова "Марионетки" и ездила с этим фильмом по стране.
Перед сеансами выструхнула с оркестром, покоряя сердца собственной ослепительной индивидуальностью.
Лишь совдеповскому мастерству такие артистки были не нужны. Восходила звезда Любови Орловой (которая не пропустила ни одного представления в мюзик-холле и была покорена Токарской), но лишь ей одной было разрешено покорять данный легкий жанр. Второй звезды быть не имело возможности.
В конце 1941 г. бригада столичних артистов №13, где Театр сатиры воображали четверо любимцев публики, попала в окружение. Под обстрелом выжили немногие. Валентина Токарская и раненный в ногу Рафаил Холодов спаслись.
По окончании месяца скитаний по сёлам артисты попали в кабалу к немцам и вынуждены были выступать на оккупированных территориях. Так и гнали их до самого Берлина, до конца войны.
А позднее была Сибирь. Бывшую звезду пожалели, отправили на легкую работу в санчасть – ставить заключенным клизмы. Позднее установили в Воркутинский драмтеатр, где Токарская игралась все главные роли и сама ставила пьесы.
На этом, как бы парадоксально это ни звучало, ее весёлая творческая судьба и закончилась.
В 1953 г. Валентина Георгиевна возвратилась в Москву. Театр сатиры принял ее с распростертыми объятиями, но имя на афише большими буквами больше не печатал. Токарская игралась маленькие роли, эпизоды. В труппе ее дорожили. Осознавали "штучность" таланта. Именовали "графиней".
Но в репертуар данный талант не вписывался. Да и возраст уже не позволял…
Практически сходу по возвращении Валентина Токарская сыграла ключевую отрицательную роль в первом совдеповском кинодетективе "Дело №306". Ее героиня – рискованная шпионка, трудившаяся в аптеке под именем Марии Николаевны Карасевой. Кликали же ее Магда Тотгаст.
Она же Фишман, Ованесова, Рубанюк, Иваниха. В первый раз с экрана раздались слова: "На пушку берешь, начальничек? Не выйдет!" И сказала их как раз Валентина Токарская, игриво закрутив на лбу локон и выпустив в Бернеса струйку сигаретного дыма. Фильм поглядели десятки миллионов человек, причем, много раз. "Пирамидон в порошках имеется? Тогда дайте в пилюлях.
Две пачки. И одеколон "Лесная вода", – цитировалось кругом к месту и не к месту.
Токарскую припомнили не все, поскольку по окончании "Марионеток" прошло двадцать лет, и бывшая звезда, конечно же, изменилась. Но сейчас ее выясняли везде. Особенно – на фоне сплетен и слухов о недавней отсидке. Любопытно, что критики картину разгромили, досталось и осуществителям основных ролей.
Похвалили лишь Токарскую.
Она обожала детективы. Собрала еле-еле ли не самую громадную библиотеку подобной литературы. Лелеяла мечту сыграть мисс Марпл.
Говорят, что Токарская была лучшей Марселиной в истории театральной постановки "Помешанный сутки, либо Женитьба Фигаро". Несомненно, ее близкая подружка Татьяна Пельтцер также была хороша, но она трактовала данный образ в собственной любимой бытовой нравности, Токарская же наделила героиню свойственными ей привычками гранд-женщины, с которыми севильская ключница гляделась особенно иронично. Но осуществитель роли Фигаро Андрей Миронов по требованию мамы добился того, дабы в первом составе и на всех важных театральной постановких Марселину игралась как раз Пельтцер.
Мария Владимировна не имела возможности простить конкурентке успех мюзик-холльной юности.
В старости Валентина Георгиевна осталась совсем одна. Три засупругества были нерадостными. Сперва уходила она, позже бросали ее. Историю последнего брака пресса муссировала много раз. В ГУЛАГе Токарская вынула из петли драматурга Алексея Каплера, а он ее предал…
Валентина Георгиевна покинула ему квартиру, дачу, а сама ушла опять в коммуналку. Собственного дома у артистки ни при каких обстоятельствах не было, он показался весьма поздно.
Родственников не было, ролей не было. В начале 90-х "Макдональдс" приносил ветхой артистке обеды, каковые она раздавала в театре голодным сотрудникам.
Но внезапно что-то случилось. В 86 лет Валентина Токарская стала наблизкий артисткой России. В 87 лет о ней сняли документальный фильм. В 88 она получила две маленькие, но феерические роли, в которых крухнулась, проявляя чудеса изобретательности и добилсяая вершин остронравности.
О ней придумывали газеты и издания, снимали телесюжеты.
Девяностолетье Валентина Георгиевна Токарская отметила с шиком. Целый вечер на арене Дома артиста она пела и танцевала. Ширвиндт шутил.
Публика неистовствовала. Артистка была весела.
Она в первый раз заговорила о смерти и поизвинялась со зрителями… Через полгода ее не стало.
Валентина ТОКАРСКАЯ……
Занимательные записи:
Подобранные как раз для Вас, статьи:
-
Биография Валентина Караваева В 40-е годы она блеснула в Машеньке – милом фронтовом кинофильме, что был для боец (и их подружк в тылу) чем-то наподобие симоновского заклинания: Ожидай меня,…
-
Биография Валентина Талызина Появилась 22 января 1935 года в городе Омске. Отец — Талызин Илларион Григорьевич. Мать — Талызина Анастасия Трифоновна. Дочка — Талызина Ксения, артистка Театра…
-
Биография Валентина Теличкина Валентина Теличкина появилась в селе Красном Горьковской (в наше время Нижегородской) области. Ее отец, будучи кулаком, очень стал жертвой Советской власти. В первый раз…
-
Биография Валентина Серова Согласно данным из официальных источников, Валентина Серова появилась 23 декабря 1917 года под Харьковом. (Не смотря на то, что, как утверждает ее дочка — Мария Симонова, — В. Серова намеренно добавила…
-
Биография Валентина Касьянова Покорять Ленинград Валя Касьянова приехала с Алтайского края. За время учебы в театральном университете девушка очень сильно привязалась к Питеру и постановила тут остаться. Вот…