Details

Added by on 2013-06-04

Татьяна Пельтцер

Биография Татьяна Пельтцер

В первой половине 30-ых годов двадцатого века философ и германский коммунист Ганс Тейблер привёз в Берлин из Москвы молодую жену Татьяну. Он с удовольствием представил её своим соратникам и друзьям, помог устроиться на пост машинистки в совдеповском торгпредстве и похлопотал о принятии жены в компартию Германии. Казалось, что фамилию Пельтцер она забудет насовсем…

Выяснив, что Татьяна Тейблер — в прошлом театральная артистка, известнейший режиссёр Эрвин Пискатор позвал её в собственную постановку "Инта" по пьесе Глебова. Но при всём благополучии заграничной судьбе, при всей любви к мужу а также не обращая внимания на собственные германецкие корни, не смогла Татьяна продолжительно оставаться вне отчизны. Не клеилась её будущее вдалеке от дома.

Прожив с Гансом в общей непростости четыре года, она уговорила его расстаться.

В первой половине 30-ых годов двадцатого века Татьяна приезжает обратно в СССР и опять берёт фамилию отца — Пельтцер. Скоро её выгонят из театра имени Моссовета, она опять сядет за пишущую машинку, лишь сейчас уже на машиностроительном заводе, где главным конструктором трудился её брат Александр. Позднее будет пробовать собственные силы в жанре миниатюры, конферировать, её первая громадная кинороль ляжет на полку на продолжительных одиннадцать лет.

Будет много разочарований и слёз, некогда чем придёт влюблённость и всенародное признание нескольких поколений зрителей. Истина, Татьяне Пельтцер к тому моменту осуществится сорок семь лет.

Каким было начало? Ярким и немалообещающим. На сцену Таня вышла в девять лет в роли Авдия в постановке "Камо грядеше". А за работу в следующей постановке — "Дворянское гнездо" — она в первый раз получила гонорар. В одиннадцать лет Таня Пельтцер игралась Серёжу Каренина, и впечатлительных дам выносили из зала без эмоций: так на них действовала сстоимость извиняния Анны с сыном. Все пьесы ставил Иван Романович Пельтцер.

Он стал для дочери первым и единственным преподавателем. А творческими универами помогали подмостки перифериальных сцен от Киева до Нахичевани.

От отца Татьяна Ивановна унаследовала бесдорогой дар живого видения мира, особого и всегда неожиданного восприятия самой жизни. Говорят, что она по большому счету была весьма похожа на него, в особенности по темпераменту. Один из первых заслуженных артистов Республики, Иван Пельтцер много снимался в кино: "Белеет парус одинокий", "Медведь", "Громадная судьба", до революции сам ставил фильмы.

Он был не только знаменитым актёром, но и участникным антрепренером, педагогом. Одним словом, имел возможность бы хорошо пристроить собственную дочка-артистку, да и сам с возрастом отыскать "тёплое местечко". Но всё было не так легко.

Что-то мешало творческому благополучию Татьяны Пельтцер.

Может, сказывалась её необразованность. Может, мешало её нескрываемое купеческое происхождение либо так особое засупругество. А возможно продолжительная неустроенность обоих Пельтцеров связана с судьбой Александра — любимого брата Татьяны Ивановны. Не завершив МАДИ, он был осуждён по статье 58 (за контрреволюционную участникность) и отсидел два года. Это чёрная история, и сейчас, за давностью лет, её никто не прояснит. Со временем Александр Пельтцер увлёкся разработкой первых совдеповских гоночных машин "Звезда", сам испытывал их, стал трижды рекордсменом СССР.

Но во второй половине 30-ых годов двадцатого века он покинул пост главного инженера АМО (в наше время — завод имени Лихачёва), как написано в архивах, "по обстоятельству выезда из Москвы". Чем была позвана эта обстоятельство, и куда Александр Иванович уехал, сейчас также незнакомо. Но 36-й год — время, которое говорит само за себя. Ўовместно с ним с завода ушла и Татьяна Ивановна, отыскавшая в том месте пристанище по окончании того, как в театре её признали профнепригодной.

Она уехала в Ярославль в ветшайший русский драмтеатр имени Ф.Волкова.

А скоро открылся узнаваемый Театр миниатюр, где Пельтцер вышла на сцену в хорошей компании Рины Зелёной, Марии Мироновой, Александра Менакера, Натальи Нурм, Юрия Хржановского. Это было весело и непросто — новый жанр, репертуара практически не было. Энтузиастам приходилось функционировать способом ошибок и проб. В том месте Татьяна Пельтцер перешла на бытовые роли в малых пьесках: управдом, молочница, банщица…

Артистка смеялась над собственными героинями и одновременно с этим обожала их. "У них доброе сердце и крепкие руки", — сказала она. Но в этот самый момент Татьяне Ивановне приходилось ненетрудно. Её затмевали звёзды Мироновой и Зелёной, и переиграть их было не так-то легко.

Однако, у артистки показались первые поклонники, ей начали придумывать письма, режиссёры стали звать на эпизодики в кино.

В сентябре 1947 года Пельтцер приходит в Театр сатиры. Неспешно она начинает осознавать, что это и имеется её театр, её дом, её стихия. Она играется много и увлечённо и, нафинал, получает роль Лукерьи Похлёбкиной в постановке "Свадьба с приданым". Спектакль снимают на плёнку и пускают по кинотеатрам. Следом выходит "Солдат Иван Бровкин", и Пельтцер делается известной.

Она до тех пор пока ещё этого не знает.

Труппа Театра сатиры отправляется в Германию обслуживать совдеповские войска. На первом же КПП какой-то строгий майор начинает придираться ко каждым мелочам. "Товарищ майор, мы же артистов везём!" Майор обходит машину, заглядывает в первое и кузов, что он видит — лицо Татьяны Пельтцер. Он мгновенно расплывается в ухмылке: "Ой, кого я вижу!

ТОВАРИЩ ПИЗНЕР!" С данной 60 секунд Татьяна Ивановна осознала, что она известна.

Её тут же назвали "матерью российского боеца". Предложения от режиссёров посыпались, как из рога изобилия. Пельтцер получает звание заслуженной артистки и делается примой Театра сатиры.

Сейчас пришла пора налаживать быт. До тех пор пока она живёт в общежитии театра. При ней — Иван Романович, которого выставила из дома юная супруга. Числится он в Театре-студии киноартиста.

Выяснив, что на улице Черняховского, что около станции метро "Аэропорт", строится кооперативный дом от этого театра, Пельтцеры вносят нужную сумму и скоро приобретают квартиру. Их соседями становятся Ларионова и Рыбников, Юматов и Крепкогорская, Гайдай и Гребешкова, Шагалова и Шумский, Булгакова, Соколова, Румянцева, Виноградова, Кубацкий… Всякое утро Иван Романович спускался во двор со своим любимцем — огромным попугаем на плече. Он чинно заводил беседу с кем-нибудь из соседей, а попугай, несносиливо раскачиваясь из стороны в сторону, пробовал перевести внимание обладательа на себя: "Ваня!

Ваня! Ваня!" Не находя отклика, птица взрывалась: "Пельтцер, мать твою!!!" Попугай пользовался в доме громадной популярностью.

¤инал 60-х и начало 70-х были для Татьяны Ивановны победны и радостны. Как раз тогда она часто повторяла сообщённую на своём 70-летнем юбилее фразу "Я — весёлая старуха!" В театре она сыграла Прасковью в "Ветхой деве", госпожа Ксидиас в "Интервенции", Марселину в "Помешанном дне, либо Женитьбе Фигаро", матьшу Кураж, фрекен Бок, блистала в театральной постановких "Темп 1929" и "Малые кинокомедии громадного дома". Нафинал, бенефисной ролью стала для артистки тётя Тони в фееричной постановке Марка Александра и Захарова Ширвиндта "Проснись и пой!".

Слава Всевышнему, что спектакль был снят на плёнку, потому мы и сейчас можем следить данный безукоризненный кинокомедийный стиль, вихрь чувств, заразительный темперамент, танцы, песни, феерические взлёты по лестницам, стремительные проходы по арене, свободу и полную раскованность.

Зрителям казалось, что таковой, какой она была на арене, она оставалась и в жизни — собственной, близкой, ясной, что всё давалось ей нетрудно и легко. Но это всё от мастерства. Как раз мастерство, отточенное, отшлифованное годами создавало чувство её нахождения на арене целой импровизацией — нанастолькоко она была жизненна, легка, заразительна. Творческая же индивидуальность Пельтцер была непростой и возраженивой.

В то время, когда её партнёр менял мизансцену, пропускал реплики, словом, отходил от установленного рисунка, Татьяна Ивановна выбивалась из обычного состояния, не имела возможности сказать ни слова. У неё делались, по словам сотрудников, "несличные собачьи глаза". Пельтцер ощущала себя вольно только в железно установленных обычных рамках.

Связи, каковые укреплялись в театральной постановки между нею и партнёрами, должны были быть так же прочны, как и всё в её жизни.

В партнёров Татьяна Ивановна влюблялась. Но не дай Всевышний было попасться к ней на язык. Правильный насмешливый взор, неприязнь к фальши, естество пёрло, как трава через асфальт.

В душе многие её не обожали, и не позжеу, что она была ведущей артисткой — это само собой. Не обожали за прямолинейность, за то, что резала правду-матку в глаза, за кажущийся вздорным нрав. Хороший актёр Борис Новиков, которого в один раз "обсуждали" на собрании труппы за пристрастие к спиртному, по окончании нелестного выступления Татьяны Ивановны, обидевшись, сообщил: "А Вы, Татьяна Ивановна, помолчали бы.

Вас никто не обожает, кроме народа!" Новиков-то её обожал, да и она журила его ехидно, по-матерински. Но что ж сделать, в случае если Пельтцер ни при каких обстоятельствах не кривила душой и сказала лишь правду кроме того родным и дорогим.

Те, кому она покровительствовала, не чаяли в ней души. Татьяна Ивановна обожала собственную парикмахершу, которой везла подарки отовсюду. Богоделала Андрея Миронова, которого вычисляла своим сыном и была неразлучна с ним с самого начала его жизни, потому всем нужноела собственными тостами за здоровье любимца и поведами о его появлении на свет 8 марта. Обожала смачные приколы, чуть ли не воинского пошиба, и сама мастерски повествовала их. Память у артистки была отличной, на подробности, на возбудимые штрихи, на людей. При всей легковатости большинства собственных героинь, она превосходно обладала такими подробностями, каковые практически лишилисьсь в то время — как держать веер, как им играться, как выставлять ножку в реверансе…

Припомните "Женитьбу Фигаро"! Как же это всё имело возможность сочетаться в одном человеке?

По окончании вечера, посвящённого 80-летию Георгия Тусузова, на банкете в Доме актёра находился патриарх эстрады Алексей Алексеев, что стабильно обращался к Татьяне Ивановне: "Танюша, а не забывайте, в Харькове, в то время, когда Ваша семья переехала в новый громадный дом, Иван Романович устроил громадной приём? Сидели за столом узнаваемые артисты, а Вы с тоненькими косичками крутились около нас и всё старались обратить внимание на то, что, верно, тогда Вас потрясло несказанно: Вы удирали из помещения, и скоро раздавался шум, бульканье, ужасные звуки, как-будто начинал извергаться водопад — это Вы приводили в действо чудо техники, унитаз! И хотели обратить отечественное внимание на эту новинку века." Наряду с этим сама Татьяна Ивановна сидела на столе, болтая ногами, и с упоением откусывала бутерброд с колбасой.

В второй руке она держала чарку, смотрела на Алексеева смеющимися озорными глазами и опять была той озорной девушкой.

Вообще-то, не опять. Она оставалась ею всегда. И в жизни, и на арене, и в кино.

Татьяна Ивановна была очень активна, и распространялось это не только на театр и кино, но и на социальную сторону судьбы. Будучи депутатом райсовета и Моссовета, она вносила в эту собственную участникность особенность и темперамент собственной личности. Людям помогала нетрудно и напористо.

Всё это, но, не означает, что у Пельтцер был прямой и смирный нрав. Она бывала резка, эксцентрична, её нервировала неточность, несозданность, топтание на месте. Она не обожала сидеть без работы, без новых ролей. И не молчала об этом, а высказывалась, придираясь по любому предлогу. Татьяна Ивановна много снималась в кино — ей казалось, что по иному её не так долго осталось ждать забудут, и она в итоге погибнет с голоду. Потому приятели довольно часто заставали её дома пакующей вещи и складывающей неизменный коврик для ежеутренней зарядки — дала согласие сниматься где-то в глуши у незнакомого дебютанта: "Он, думается, способн.

Необходимо оказать помощь…" Причём к своим работам Пельтцер относилась весьма трепетно, не смотря на то, что иногда и кокетничала, что, дескать, плохо сыграла. Но, вот же любопытно: в случае если мы взглянуть на перечень её киноработ, фамилий прославленных и ведущих режиссёров мы в том месте не отыщем! Кроме Надежды Кошеверовой и Ильи Фрэза по нескольку раз её никто не снимал.

Не знали, как использовать? Не было подходящих ролей?

Вообще-то, дикая перепалка с режиссёром перед съёмкой была уникальным допингом для Татьяны Пельтцер — через пять мин. она выпархивала на площадку и обезоруживала всех своим неповторимым мастерством. Ей всё просило прощения, поскольку все видели неповторимую артистку, талантливую вытащить любую не выписанную ни драматургически, ни режиссёрски роль. Кроме того постановщик "Ивана Бровкина" Иван Лукинский сам согласился, что роли Евдокии Бровкиной не придавалось особого значения.

Только в то время, когда стало ясно, что фильм обрелся во большом благодаря актёрам, в то время, когда посыпались письма, а критики восхитились работой артистки Пельтцер, в следующей картине "Иван Бровкин на целине" роль матери сочинялась уже специально под неё и с громадным числом сцен.

А какое количество у неё было таких мам ("Укротительница тигров", "Одиножды один", "Ґолодко"), бабушек ("Чудак из пятого "Б"", "Вам и не снилось", "Карантин"), жён, тёть, соседок, преподавательниц, медсестёр, легко старая женщина ("Ўне детектив", "Ты — мне, я — тебе", "Личное дело судьи Ивановой", "Медовый месяц", "Журавушка")! Это мизерный список самые знаменитых кинофильмов, каковые возможно назвать более-менее успешными. Но так как картин с её участием намного больше, а поди-ка, припомни! Чем памятны нам ребяческие ленты "Похождения жёлтого чемоданчика" и "Руки вверх!" — лишь бабками в осуществлении Татьяны Пельтцер.

Кто ещё из отечественных артисток имел возможность бы в семьдесят лет танцевать на крыше, прыгать с забора, бегать с песнями по мостовым, кататься, стоя на крыше троллейбуса?

1972 год. Указ Президиума ВС СССР о краже Т.И.Пельтцер почётного звания "наблизкий артистки СССР".

Первая народная в театре Сатиры за 48 лет его существования!

Дня за два до издания приказа в театре стала известна эта новость. Заведующая литературной частью театра Марта Линецкая в собственных ежедневниках изображала данное воздействие так: "На четвёртом этаже двери лифта с грохотом открылись, и оттуда высыпались возбуждённые Марк Захаров, Клеон Татьяна и Протасов Пельтцер — в холщовой юбке, тапочках — прямо с репетиции "Матьши Кураж".

— Истина? Либо это вы тут придумали? — задала вопрос Татьяна Ивановна как всегда насмешливо. В голосе — колебание и надежда.

— Само собой разумеется, истина! — все понеслись в офис директора. А на другой сутки Татьяна Ивановна позвала всех в "Будапешт" на Петровских чертах. Вот это оперативность! Оказалось, что у неё — сутки рождения. 68 лет.

И она, по традиции, устраивает его в этом ресторане, лишь на этот раз домашний круг пара расширился. Тосты, цветы, всесовместная влюбленность…

Позднее отправились к ней выпивать кофе. Набилось много народа в её квартире на "Аэропорту". Татьяна Ивановна с темпераментом готовила стол, развлекала гостей, отчитывала нерасторопную жену брата. В маленькой передней тесно.

У зеркала — гора весточек. И от Ганса — также долгая весточка на германецком языке. На стенке — множество значков.

Кухня настоящей хозяйки с миллионом хитроумных приспособлений, машинок, кофеварок, чайничков, самовар, наборы ножей и различной кухонной утвари.

В 11 вечера Татьяна Ивановна укатила в Ленинград на пробу в каком-то новом кинофильме…"

Через 5 лет случилось полностью неожиданное воздействие. Пельтцер покинула близкий Театр сатиры. Она уже давно была "влюблена" в Марка Захарова.

Он поставил пять пьес и все с Пельтцер в ключевой роли. С его уходом Татьяне Ивановне стало чего-то не добывать. Между ней и Плучеком как будто бы киска пробежала. В итоге на протяжении одной из репетиций "Горя от ума" разразился ужасный скандал. И Татьяна Пельтцер ушла с данной сцены.

Насовсем.

Переход в "Ленком" понимался тогда многими как поступок безрассудный. По окончании тридцати лет работы в популярнейшем столичном театре, где рядом с другими любимцами публики она оставалась фаворитом, внезапно поменять всё на свете и приступить жизнь сначала — для этого нужен особый нрав. У Татьяны Ивановны он был.

Азартный, страшный.

В театре имени Ленинского комсомола Пельтцер сыграла самую малость и не весьма занятно. Бенефисной стала роль старая женщина Фёдоровны в пьесе Людмилы Петрушевской "Три девчонки в голубом". Было весьма необыкновенным и нелепым видеть артистку в амплуах Клары Цеткин ("светло синий кони") и Надежды Крупской ("Диктатура совести"). Татьяна Ивановна стабильно забывала либо путала чуждые ей тексты, волновалась, рыдалась подружкам.

Но что сделаешь, в случае если хороших для неё ролей в молодёжном театре легко не было. От "Дорогой Памелы" она категорически отказалась — не приняла ни трактовку пьесы, ни её постановщика: "Чего это я, сдуру, на арене в ванну полезу?" Всё внимание артистки сконцентрировалось на маленьких ролях, в противном случае и совсем на эпизодах, где Пельтцер не только не затерялась, но иногда "перетягивала на себя всё покрывало".

Татьяна Ивановна всегда с интересом смотрела пьесы молодых и, не смотря на то, что ненередко разделяла их увлечения, с искренним почтением относилась к их поискам, восхищалась самоотдачей и трудолюбием. Она стабильно кликала к себе домой молодых и "неисправимых". Она мога дружить и дорожить дружбу. С весельею бежала на встречу с Фаиной Георгиевной Раневской, к себе домой ли либо на спектакль, не уставая восхищаться великой артисткой и повторять её остроты.

С Валентиной Георгиевной Токарской имели возможность ночи напролёт играться в преферанс на деньги и с удовольствием припоминать, как на гастролях в Париже удирали от приставленных к труппе комитетчиков и "шатались" по ночным кабакам и стриптиз-клубам.

Много лет длились тёплые отношения и с Гансом Тейблером, её супругом. Ганс получил степень доктора наук, профессором философии , трудился в университете Маркса-Энгельса. В то время, когда его сын приезжал обучаться в Москву, то гостил у Татьяны Ивановны по нескольку дней.

Вторая супруга Ганса, отчего-то, плохо ревновала супруга к ней, устраивала скандалы, запрещала переписываться. Но бывшие жена и муж оставались привязанными друг к другу всю жизнь. Ольга Аросева в один раз стала свидетельницей их встречи: "Мы как-то отдыхали в Карловых Варах, он приехал из Берлина повидаться с Татьяной Ивановной. Мы с Галей Волчек постановили, что им желалось бы побыть одним, припомнить прошлое — и отошли.

Они находились вдвоём на балконе. Сначала тихо говорили. Позднее тонус беседы начал накаляться, голос Татьяны Ивановны, конечно же, лидировал. Из доносившихся обрывков фраз было очевидным, что выяснялось, кто виноват в том, что они расстались… Но всё свелось к смеху и улыбкам.

Пятьдесят лет прошло. Да каких лет! Их разлобучала история, как сообщила бы героиня Пельтцер тётя Тони Кралашевская".

Эффект порвавшейся бомбы произвела в первой половине 90-ых годов двадцатого века маленькая заметка в центральной прессе под наименованием "В палате с душевнобольными". В ней говорилось о том, что всеми любимая артистка помещена в недорогую клинику для безумных в неспециализированную палату, где "местные психи не приняли её" и избили. Был скандал, по окончании которого театр приложил-таки напряжения для перевода Татьяны Ивановны в авторитетную поликлинику.

Для артистки такое захворавание стало катастрофой. В целом здоровый человек, она и в восемьдесят пять курила , выпивать крепчайший кофе и всё время бегать-бегать-бегать. Она же ни при каких обстоятельствах не ходила пешком! А уж каким крепким был у неё сон — Валентина Токарская повествовала, как в один раз в отеле к ним в открытое окно вошёл голубь и сел на голову дремлющей Татьяны Ивановны.

Так та кроме того не подвигалась!

И внезапно — утрата памяти. Пельтцер уже выводили в "Поминальной молитве" легко так, практически без слов. Только бы зрители лицезрели собственную любимую артистку. Ей и не требуется было ничего не сказать — мы видели её глаза, её перемещения и осознавали всё, что она хотела нам сообщить.

Общение с великим мастерством длилось… До тех пор пока в один раз Татьяна Ивановна по окончании нервного перенапряжения опять не попала в поликлинику. В том месте, предоставленная самой себе, неуёмная и непоседливая, она упала и сломала шейку бедра.

Для 88-летнего человека финал был один…

Ўтолица извинилась с Татьяной Ивановной Пельтцер. Театры — "Ленком" и Сатиры — были на гастролях, народу было самую малость. Какая-то представительница "Москинофильма" пролепетала что-то о том, как женщина — продавец цветов — дала ей безвозмездно два букета, выяснив, что цветы — для Пельтцер. Зрители обожали её всегда, со "Свадьбы с приданым". И будут обожать всегда.

За "Ивана Бровкина", за "Жёлтого чемоданчика", за "Проснись и пой!" и "Фигаро", за квартиры и телефоны, каковые выбивала депутат Пельтцер для несложных жителей столицы — за всё, что сделала она и в мастерстве, и в жизни.

"Личная история": Татьяна Пельтцер


Увлекательные записи:

Подобранные как раз для Вас, статьи:

  • Татьяна Самойлова

    Биография Татьяна Самойлова Татьяна Самойлова появилась 4 мая 1934 года в Ленинграде, в семействе хорошего совдеповского артиста театра и кино Евгения Самойлова. Во второй половине 30-ых годов XX века семья Самойловых…

  • Татьяна Доронина

    Дата рождения: 12 сентября, 1933 Место рождения: Ленинград, СССР (Петербург, Российская Федерация) Домашнее положение: Олег Басилашвили (развод), Борис Химичев (развод), Анатолий Юфитов (развод),…

  • Татьяна Арнтгольц

    Биография Татьяна Арнтгольц Сестры-близнецы Ольга и Татьяна Арнтгольц появились в первой половине 80-ых годов XX века в Калининграде в семействе артистов Калининградского областного драмтеатра — заслуженного…

  • Татьяна Пилецкая

    Дата рождения: 2 июля, 1928 Место рождения: Ленинград, СССР (Петербург, Российская Федерация) Биография Татьяна Пилецкая С таковой наружностью вам нужно сниматься в кино , — сообщил Вертинский Тане,…

  • Татьяна Догилева

    Дата рождения: 27 февраля, 1957 Место рождения: Москва, СССР (Российская Федерация) Домашнее положение: Михаил Мишин (развод), один ребенок Биография Татьяна Догилева Образы героинь, созданные на экране…

Comments are closed.