Миша Козаков
Миша Михайлович Козаков родился Четырнадцать октября 1934г. в семье писателя Миши Эммануиловича Козакова. Творческая атмосфера, в какой рос ребенок, знаменитейшие и талантливейшие литераторы, которые бывали в доме у Козаковых – Ахматова, Зощенко, Шварц – все это не могло не воздействовать на выбор профессии юным Козаковым. Актер, лицедей, чтец – так органично и естественно выкристаллизовались из его юношества и молодости, что сейчас кажется, и не могло быть по другому.
В Восемнадцать лет Михаил Козаков поступает в Школу-студию МХАТ в мастерскую к Массальскому, а в 22, будучи студентом последнего курса, получает свою первую роль. Это был кинофильм Миши Ромма "Убийство на улице Данте". 1-ая роль, 1-ый фуррор и 1-ое знакомство с издержками профессии – на десятилетие за актером закрепилось амплуа злодея. В веренице различных негодяев, без преувеличения, самым возлюбленным зрителями, стал Педро Зурита из кинофильма "Человек-амфибия".
В 1967г. на экраны выходит экранизация Пушкинского "Выстрела". Роль Сильвио – мультислойная, непростая, большая – открыла Миши Козакова зрителям и режиссерам с другой стороны, и стала предвестником другой очень принципиальной роли в кинокарьере и жизни артиста. В 1985г., по случаю 50-тилетнего юбилея Миши Козакова, Альянс кинематографистов вместе с Всесоюзным бюро пропаганды киноискусства выпустил набор из 10 открыток, в вступлении к которому сам Миша Михайлович так откликался об этом новеньком и главном виде: "…скоро появится Джек Берден из "Всей царской рати" по роману Роберта П. Уоррена, пожалуй, самая лирическая, близкая мне роль из сыгранных в кино. Там я, так сказать, не создавал образ, а существовал в предлагаемых обстоятельствах, оставаясь самим собой".
Но Миша Козаков органично существовал не только лишь в кино. Театр им. Маяковского, "Современник", МХАТ, Театр на Малой Бронной – в каждом из этих театров Козаков реализовывал себя полностью и обучался, нарабатывая багаж и при всем этом отказываясь от компромиссов с совестью. Эта бескомпромиссность привела Миши Михайловича в 1990-е года в Израиль.
Вопреки расхожему воззрению о невозможности художнику реализоваться в чужом культурном пространстве, Миша Козаков удачно вел взаимодействие с израильской реальностью в качестве режиссера и актера. Более того, ставил и играл спектакли он на иврите. В 1992г. появилась "Российская антреприза Миши Козакова", которая потом продолжила свое существование в 1996г. в Москве.
Успешен Миша Михайлович был и в кино и телевизионной режиссуре — "Безымянная звезда", "Покровские ворота", "Визит дамы" – только этих кинофильмов хватит, чтоб отнести Козакова к числу сверкающих режиссеров.
Еще одна грань таланта Миши Козакова – чтецкие программки. Глубочайшее осознание природы поэзии и литературы делало его чтения не столько актерскими, сколько авторскими. Многие, после посещения этих программ, гласили, что лучше стали осознавать поэзию Бродского. Иосиф Александрович даже передавал через Владимира Высоцкого для Миши Михайловича книжку с дарственной надписью, но Владимир Семенович ее растерял. Книжка нашлась только после погибели Высоцкого и наконец попала в руки к адресату.
А ведь Козаков и сам писал книжки. На литературном поприще, как и в каждой из сфер жизни, вкус и талант не изменяли актеру, хотя в собственных автобиографических книжках он был бесчеловечен, сначала, к для себя.
22 апреля этого года этого профессионального в почти всех сферах и незаурядного человека, актера, режиссера, чтеца, литератора — Миши Михайловича Козакова не стало.