Added by on 2015-08-17

Умер Эльдар Рязанов

Эльдар Рязанов

Эльдар Александрович Рязанов родился Восемнадцать ноября 1927г. в Самаре, потом семья переехала в Москву. Сначала 1930-х предки развелись, мать Эльдара Александровича опять вышла замуж. К счастью, с отчимом у Рязанова сложились отличные дела. Величавая Российская принудила вновь поменять место проживания — 1-ый год войны Эльдар Александрович прожил в поселке Красноватый Камень близ Нижнего Тагила Свердловской области. Переживать страхи военного времени ребенку очень помогали книжки, и у него появилась мечта — стать писателем. Не без оснований мальчишка считал, что для писателя, в особенности неплохого, большущее значение имеет актуальный опыт. Опыта Рязанов решил набираться в морских походах, зачем нужно было поступить в мореходное училище. К этому моменту семья уже возвратилась из эвакуации в столицу. Прозябать целый год в школе не хотелось, и Эльдар предпринял попытку окончить десятый касс экстерном, для этого было надо сдать Одиннадцать экзаменов, на любой из которых отводился денек подготовки. Когда 10 экзаменов, пусть и с разной степенью удачливости, были пройдены, сказались вялость и несусветное напряжение: за "органическую химию" Эльдару Александровичу не светило ничего, не считая двойки. Все же, учителя отнеслись с осознанием и вывели тройку по этому предмету. Счастливый владелец аттестата об окончании средней школы выслал запрос в одесскую мореходку, но на дворе был военный 1944-й год, и ответа не последовало. Чтоб старания не прошли даром, Рязанов решил "перекантоваться" годик в каком-то институте, потом стать мореплавателем, а позже счастливо заняться писательской деятельностью.

По совету друга будущий киноклассик отправился поступать во ВГИК. Обычно все бывает с точностью до напротив: люди кое-где пробуют "перебыть" год, а то и не один, до поступления в театральный. Ничего не зная о профессии режиссера, более того, не мечтая о ней, преодолев конкурс в 20 5 человек на место и являясь одним из самых юных абитуриентов, Эльдар Рязанов был зачислен на курс режиссуры к Григорию Михайловичу Козинцеву, но условно, с испытательным сроком. Условно означало, что в случае, если в конце первого года обучения студент Рязанов завалит экзамен по профильному предмету, он будет отчислен. Но вопрос об отчисления из-за недочета актуального опыта и, как следствие, невозможности в полном объеме окутать профессию, вновь появился в конце второго курса. К этому времени Эльдар Александрович мыслить запамятовал о море, сейчас ему хотелось стать режиссером, потому удалось себя отстоять. 3-ий курс принес решение, которое кажется на данный момент неописуемым — отказ от работы в жанре кинокомедии. Дело было в том, что художественные свойства курсовой новеллы "Покушение на убийство", поставленной по рассказу Карела Чапека, очень расстроили Козинцева, а Рязанова уверили в том, что комедия — не его стезя. На 4-м курсе произошел очередной кардинальный поворот: у студентов появилась возможность в качестве специализации избрать научно-популярное и документальное кино. Ситуация в синематографе тех пор складывалась таким макаром, что выпускникам негде было работать — снималось очень не достаточно художественных кинофильмов. Самостоятельная работа по специальности была вероятна исключительно в кинохронике. Так Эльдар Рязанов оказался в мастерской документального кинофильма, которую вела Арша Ованесова. Защищался он также неигровой картиной "Они обучаются в Москве", сделанной вкупе с Зоей Фоминой. Кинофильм так приглянулся приемной комиссии, что было принято решение выпустить его в прокат, но, к огорчению, решение так и осталось решением.

Став в Одна тыща девятьсот 50 году режиссером Центральной студии документальных кинофильмов, Эльдар Александрович получил возможность путешествовать, знакомиться с жизнью в самых различных ее проявлениях, разговаривать с людьми необыкновенных и геройских профессий, т.е. обрести тот опыт, о котором он грезил с юношества.

Черезпять лет киноклимат в стране поменялся, потребовалось больше художественных кинофильмов и, означает, больше режиссеров, к тому же Рязанову стало все труднее подчиняться законам русской документалистики, потому он решил испытать свои силы в игровом кино. Случай подвернулся очень успешный: опытнейшему режиссеру Сергею Гурову требовался ассистент для сотворения документально-постановочной картины "Вешние голоса". Тут как раз и понадобились познания Эльдара Александровича, которые он получил за годы в кинохронике, и в то же время появилась возможность изучить приемы работы над игровой лентой. Кинофильм "Вешние голоса" вышел основательным, но прошел незамеченным, зато на юного режиссера направил внимание Иван Александрович Пырьев, управляющий в те годы киностудией "Мосфильм". Он не отдал Рязанову опамятоваться и провозгласил режиссером-постановщиком на кинофильм "Карнавальная ночь". Эльдару Александровичу предстояло конкретно изучить жанр, в каком он заклялся работать еще в институте. Съемки шли тяжело, авторитет приходилось в буквальном смысле завоевывать. Пару раз начинающий режиссер пробовал отрешиться от картины, но был и случай, когда на консервации кинофильма из-за перерасхода сметы настаивал худсовет. В каждой из ситуаций Иван Александрович вставал на защиту Рязанова, также дебютанту очень помогал Игорь Владимирович Ильинский. В итоге кинофильм не просто вышел на экраны, а имел громкий фуррор.

Вначале в главной роли Чудака в собственной третьей картине "Человек ниоткуда" Эльдар Рязанов лицезрел только Игоря Ильинского. Игорь Владимирович пошел наперекор собственному чутью и согласился на роль, но после первых же съемочных дней и актеру, и режиссеру стало разумеется, что для воплощения этого вида нужен другой исполнитель. Так в картине появился Сергей Юрский. Экспериментальность, непривычная русскому зрителю фантасмагоричность, не до конца оформившийся к тому времени режиссерский стиль, также личное распоряжение Суслова, которому не приглянулась лента, — все это привело к тому, что картина была снята с проката через Четыре денька после старта. "Реабилитировали" кинофильм только спустя 20 восемь лет, выпустив вновь на экраны в 1988г.

Рязанов впал в немилость. Необходимо было поставить что-то нейтральное, что-то, что бы всех устроило. Выбор Эльдара Александровича пал на пьесу Гладкова "Давным-Давно". Но наивно было считать, что эта невинная, на 1-ый взор, затея не повстречает сопротивления у власть имущих. В 1962г. планировалось обширно, на муниципальном уровне отметить 150-летие Бородинской битвы, вот поэтому в минкульте мысль режиссера показалась очень легковесной. Вновь на помощь пришел Иван Александрович Пырьев и, воспользовавшись своим правом, занес картину в план студии без согласования в вышестоящими инстанциями. Но трудности только начинались. Переработать пьесу в сценарий попросили создателя пьесы — Александра Гладкова, но в обсужденные сроки Эльдар Александрович так и не получил сценарий с необходимыми правками, потому Рязанову пришлось самому придумывать недостающие стихотворные строчки. Так родилась "Гусарская баллада". Это заглавие вымыслил соавтор Рязанова по прошедшим картинам Леонид Зорин. Уже готовый кинофильм был запрещен к показу из-за роли в нем Игоря Ильинского, точнее из-за того, что общепризнанный комедийный актер исполнил роль Миши Кутузова — это посчитали издевкой над геройским образом известного предводителя. Управление министерства культуры добивалось переснять все сцены с Ильинским. Но премьера картины свершилась и свершилась конкретно Семь сентября 1962г. Решающее слово оказалось за Алексеем Ивановичем Аджубеем — основным редактором газеты "Известия" и зятем Хрущева. Он увидел "Гусарскую балладу" на предпоказе у себя в редакции и она ему приглянулась.

После "Баллады" Эльдар Александрович очень желал снимать кинофильм "Берегись автомобиля", но в Кинокомитете поставили условие — поначалу перенести на экран другой сюжет. Так появилась картина "Дайте жалобную книжку" — 1-ая черно-белая близкая к реальности комедия Рязанова. Как ни удивительно, бюрократы сдержали слово и дали возможность Эльдару Александровичу экранизировать повесть, написанную в соавторстве Эмилем Брагинским. Если поточнее, это была 2-ая попытка обратиться к истории Юрия Деточкина. В первый раз Рязанов приступил к кинофильму по сценарию "Угнали машину" пару лет вспять. Это была их 1-ая совместная работа с Брагинским. На роль Деточкина тогда утвердили Юрия Никулина. Так вышло, что съемки совпали по времени с длительными забугорными гастролями цирка, отменить которые либо высвободить от которых Юрия Владимировича не было никакой способности. Старания режиссера как-то воздействовать на ситуацию привели к оборотному результату: картину закрыли совсем, сочтя идею сценария очень непонятной. Опытные люди порекомендовали Рязанову и Брагинскому переработать киносценарий в повесть, издать ее, а позже уже добиваться разрешения на постановку. Совет оказался дельным: опробованная на читателях вещь вызывала больше доверия у киночиновников. И во 2-ой раз режиссер обратился к Юрию Никулину, но актер опять уезжал на гастроли. Тогда было принято решение предложить роль современного Робин Гуда Иннокентию Смоктуновскому. В этот период у Иннокентия Михайловича был так плотный график, что не шло речи даже о том, чтоб приехать на пробы, не говоря уже об участии в кинофильме. Перед Рязановым стояло две сверхзадачи — уговорить Смоктуновского сниматься и уверить управление, что исполнителю роли Ленина и самому Ленину не повредит роль Иннокентия Михайловича в подозрительной комедии. К счастью, все удалось, и на свет появился один из культовых кинофильмов российского кино — "Берегись автомобиля".

Третьей (если не считать "Человека ниоткуда") и последней черно-белой картиной режиссера стал "Зигзаг фортуны". Судьба и этой ленты складывалась тяжело. Из-за того, что кинофильм возмутил профсоюзы, его выпустили в очень ограниченный прокат. Эльдар Александрович тяжело переживал эту несправедливость. Чтоб "залечить раны" Рязанов вновь обратился к исторической теме. Его издавна занимал образ Сирано де Бержерака и одноименная пьеса Эдмона Ростана. После бессчетных проб, изготовленных с проф актерами, пришло понимание, что для безупречного попадания в образ поэта нужен поэт, а не актер. Так на роль был утвержден Евгений Евтушенко. Картина была фактически запущена в создание, но вмешалась политика. Евтушенко, осудивший ввод войск в Чехословакию в Одна тыща девятьсот шестьдесят восемь году, впал в немилость. Кинофильм разрешили снимать только при условии подмены исполнителя главной роли. Для Рязанова это было неприемлемо, и картину закрыли.

Последующая лента Эльдара Александровича — "Старики-разбойники" — появилась на экранах через Четыре года, в 1972-м. Рязанов остался верен собственному стилю и вновь в одной картине скооперировал несколько жанров.

На самом деле, только в один прекрасный момент Эльдару Александровичу пришлось снимать чисто веселительное кино, не выходящее за рамки 1-го жанра, и то не по собственной воле. Незакрытые денежные вопросы меж "Мосфильмом" и итальянской компанией Dino de Laurentiis Cinematografica сделали необходимость съемок совместного кинофильма. На свет появился сценарий картины "Неописуемые приключения итальянцев в Рф". Сроки были сжатые, финансирование с итальянского стороны небогатым, а неверие в фуррор картины — полным. В столкновении с акулами капитализма представители русского синематографа не только лишь выстояли, да и одолели, хотя съемки рисковали сорваться на любом шаге. К огорчению, итальянская сторона с самого начала не делала ставки на этот проект: подабающего проката на западе и соответственно резонанса "Неописуемые приключения" не получили.

Зато у последующей картины Рязанова был не просто резонанс. "Драматичность судьбы, либо С легким паром!" — стала основным новогодним фильмом страны. Из-за того, что у пьесы Эмиля Брагинского и Эльдара Рязанова "С легким паром! либо В один прекрасный момент в новогоднюю ночь…" не складывалась театральная судьба в столице, у Эльдара Александровича появилась мысль снять двухсерийную ленту для демонстрации в кинозалах. Закономерно он получил отказ в собственном ведомстве — вдвух сериях могли выпустить только киноленту, затрагивающую какую-то глобальную тему, к тому же, в сценарии усмотрели пропаганду пьянства. Тогда Рязанов пришел со собственной мыслью на телевидение. Тут управление оказалось более прогрессивным, правда, для подстраховки показ предварили телеобращением режиссера, в каком он объяснял, что перебрать с алкоголем можно только по почтительной причине. Так, Один января Одна тыща девятьсот 70 6 года страна поменялась навечно, а Новый год обрел новый знак.

Казалось, что после такового фуррора, последующий кинофильм режиссера безизбежно будет слабее. Но "Служебный роман" стал фаворитом проката Одна тыща девятьсот 70 восемь года. Эту узкую, умную, лиричную трагикомедию по праву считают прототипом режиссерского почерка, присущего Эльдару Рязанову.

Тем внезапнее и кардинальнее смотрится переход к съемкам остросоциального и резкого "Гаража". При всем этом создание кинофильма не повстречало сколь-нибудь значимого сопротивления киночиновников. Картину не грозили закрыть, в столице беспрепятственно, хоть и не без хитростей (минуя центральные кинозалы), выпустили в прокат. Трудности предсказуемо появлялись с демонстрацией "Гаража" в союзных республиках и в провинции. Но в целом, ситуация вокруг кинофильма складывалась существенно более размеренная, чем можно было ждать.

Зато все возвратилось на круги своя во время съемок трагикомедии "О бедном гусаре замолвите слово", сценарий к которой Эльдар Александрович написал совместно с Григорием Гориным. Рязанову пришлось биться за эту картину, как ни за которую другую. Опять режиссер был обязан обратиться за поддержкой к телевизионному начальству. Пригодилось пару раз переделывать сценарий в угоду требованиям партийных деятелей, усмотревших в начальном варианте текста сатиру на КГБ и с этих пор внимательно следивших за работой над лентой. Был даже таковой момент отчаяния, что от съемок был готов отрешиться сам Эльдар Александрович. Последний удар кинофильму нанесли 30 один декабря 1980г, меньше чем за день до премьерного показа, вырезав (без ведома и согласия создателей) одну из принципиальных сцен. В полном варианте картину зрители смогли узреть только в Одна тыща девятьсот восемьдесят 6 году.

Счастливо сложилась прокатная судьба последующих 2-ух кинофильмов Рязанова — "Вокзал для двоих" и "Ожесточенный романс". Но при всем этом на "Ожесточенный романс" обвалился шквал обвинений и критики от любителей литературы и любителей от литературы, в том время как сценарий картины создавался Эльдаром Александровичем деликатно, с огромным уважением к Островскому и полным погружением в материал.

В Одна тыща девятьсот восемьдесят 5 году, после "Ожесточенного романса" режиссер желал экранизировать "Мастера и Маргариту", но получил отказ отдела культуры ЦК КПСС, также Рязанову не дозволили воплотить сценарий "Лестница", написанный по пьесе "Безнравственная история", которую Эльдар Александрович и Эмиль Вениаминович сделали еще в 1976г. Разрешение получится пробить через год, переработанный сценарий будет называться "Позабытая мелодия для флейты". На съемках этой картины здоровье мастера в первый раз даст суровый сбой, но он все равно не откажется от работы.

В Одна тыща девятьсот восемьдесят семь году Рязанову, в конце концов, разрешили поставить кинофильм по роману Владимира Войновича "Жизнь и необыкновенные приключения бойца Ивана Чонкина". Режиссером были предприняты гиганские усилия для того, чтоб вышибить для Войновича официальное приглашение приехать Русский альянс, подготовка к съемкам велась полным ходом, невзирая на противодействие недоброжелателей. И, если с русской системой еще удавалось отыскивать контакт, то 2-ой бой у западных партнеров Эльдару Александровичу выиграть не удалось. Права на экранизацию практически пожизненно принадлежали британской фирме "Портобелло продакшн", управляющий которой лицезрел в роли Чонкина только Миши Барышникова. К компромиссу стороны так и не пришли, и проект был закрыт.

До развала СССР режиссер успел снять еще одну картину — в Одна тыща девятьсот восемьдесят восемь году на экраны вышла драма "Дорогая Лена Сергеевна!" — как предупреждение, предостережение о том жестоком времени, которое нас всех ожидало. Время трагикомедий завершилось, началось время драм.

В 1990-е страна изменялась быстро, общество распадалось как Вавилонская башня: люди переставали осознавать друг дружку. В таких критериях художнику было фактически нереально отыскать единый киноязык, при помощи которого можно было бы обратиться ко всем зрителям и быть понятым. Все же, картины "Небеса обетованные" и "Пророчество" не остались незамеченными. И позже каждый новый кинофильм Эльдара Александровча — и "Привет, дуралеи!", и "Старенькые клячи", и "Тихие омуты", и "Ключ от спальни", и "Андерсен. Жизнь без любви" — становился давно ожидаемым событием, давал возможность встречи с возлюбленными актерами, обнадеживал.

В ночь с 20 девять на 30 ноября непревзойденного мастера Эльдара Александровича Рязанова не стало. Прощание с выдающимся режиссером состоялось Три декабря в Центральном доме литераторов. Похоронили Эльдара Александровича на Новодевичьем кладбище в Москве.

Comments are closed.