Details

Added by on 2015-01-13

Петр Вельяминов

Биография Петр Вельяминов

Появился 7 декабря 1926 года в Москве. Отец – Вельяминов Сергей Петрович (1898–1976). Мать – Вельяминова Татьяна Ермиловна (1893–1972).

Супруга – Вельяминова Татьяна Александровна (1960 г. рожд.).

Петр Сергеевич Вельяминов – воистину всеми дорогой и почитаемый артист театра и кино, блистательно сыгравший главные роли во многих классических кинофильмах отечественного кинематографа. Его «визиткой» по праву считается роль главы колхоза Захара Большакова в телекинофильме «Тени пропадают в 12 часов дня». Но при всей удачности артистской карьеры Петра Вельяминова это человек непростой судьбы, многие страницы в которой трагичны.

П.С. Вельяминов – коренной москвич, позжеок старого аристократического рода, ведущего собственную историю с XI века. По супругской линии в роду Вельяминовых все, включая отца артиста, были армейскими, уличниками всех больших сражений в русской истории.

Родословная Вельяминовых восходит к племяннику норвежского короля Хокона II, что во второй половине 20-ых годов XI века во главе трехтысячной дружины пришел помогать Ярославу Јмному. Вельяминовыми были командующий Кавказской Черноморской оборонительной линией в войне 1812 года (в его честь императорским указом Туапсе был переименован в порт Вельяминовский) и Иркутский генерал-глава администрации времен восстания декабристов. Их имена увековечены в Георгиевском зале Ўтоличного Кремля, а портреты занимают хорошее место в Эрмитаже в Галерее храбрецов Отечественной войны 1812 года.

Еще один представитель прославленного рода, Николай Александрович Вельяминов, – известный армейский врач, в 1909–1913 годах управлял Военную медицинскую академию, а в Первую мировую получил должность главы санитарной работы русском армии. Дедушка, Петр Ерофеевич Вельяминов (1866–1914), имел звание генерала русском армии. Отец Петра Вельяминова до революции окончил Петербургский каребяческий корпус, позднее Павловское юнкерское военное обучалище в Петербурге, служил в лейб-гвардии Кексгольмском полку.

В то время, когда Петру было 4 года, отца как бывшего офицера царской армии арестовали и отправили на возведение Беломорканала. Мальчуган не имел возможности осознать случившегося и не верил, что его отец криминальник. В случае если кто-нибудь из другей по дворовым играм именовал его белым, Петя лез в драку.

Избавили отца во второй половине 30-ых годов двадцатого века. За долгие годы общения с ним (опять Сергея Петровича арестуют в 1944-м) Петр обучился отстаивать собственный вывод. На таких парней у органов было чутье, и предстоящие действия были так же предсказуемы, сколь и неотвратимы.

31 марта 1943 года Петра Вельяминова – 16-летнего выпускника школы, планировавшего поступать в архитектурный, – арестовали. Процебалда ареста прошла в «оптимальных традициях» НКВД: в одном трамвае с ним ехал невзрачный человек в форме железнодорожника, что учтиво внес предложение парне выйти и пересесть в машину. Память об этом моменте запечатлела часы на Маласковой площади, показывавшие гладко без двадцати двенадцать…

Петра привесерди на Лубянку. ўут его остригли, переодели. На первом допросе следователь обрушился на молодого человека с шокирующими, нелепыми обвинениями, сопровождавшимися рукоприкладством и криком. Петр осознал, что возвратиться к себе ему доведется не скоро, и ночью в тюремной камере не смог сдержать слез.

По обвинению в сочувствии мифической антисовдеповской организации «Восстановление России» Петр Вельяминов был вердиктен по 58-й статье к 10 годам исправительных работ без права переписки. С партией осужденных его отправили в пересыльный лагерь в Котласе, поставлявший рабочую силу для северных территорий «архипелага ГУЛАГ». Жить приходилось в бывших овощехранилищах, переделанных под казармы.

Репрессии в отношении своих родителей Вельяминова в Москве длились. В канун нового 1944 года с фронта приехал отец и застал перевернутую по окончании обыска квартиру. Мать арестовали днем раньше.

Самого Сергея Петровича арест ожидал на четвертый сутки нахождения в Москве. Ему предстояло провести в лагерях еще 10 лет.

Петра, ничего не знавшего о судьбе своих родителей, переслали на Урал, на возведение гидролизного завода. Его установили в бригаду малолеток-криминальников, занимавшуюся изготовлением коробок для снарядов. Среди вторых ремесел, каковые он волей-неволей освоит за годы исправработ, – кочегар, сантехник, плотник.

В лагерных условиях у Вельяминова, в течении всего 1944 года не приобретавшего никакой помощи из дома, скоро развилась дистрофия, он страдал пеллагрой. Дело дошло до помещения в центральный лазарет, где ему стали вводить внутривенно физраствор. Петру казалось, что он обречен.

Сейчас, оглядываясь назад, Петр Сергеевич уверен в том, что выжил он благодаря нраву и какому-то внутреннему протесту. К тому же в самые нелегкие дни рядом с ним отыскивались хорошие люди, каковые помогали ему суметь выжить. Случай то был либо вмешательство судьбы, но его определила и помогла практически подняться на ноги начальница лазарета, с дочерью которой он обучался в столичной школе.

На самоучастникном концерте, приуроченном к одному из национальных праздничных дней, Петр прочел отрывок из «Евгения Онегина», что не забывал еще со школы. Выступление понравилось, и скоро к Петру подошел Виктор Пржездецкий – глава джазового ансамбля и одновременно небольшого театрального коллектива, складывавшегося из бывших арестантов. Он попросил Вельяминова что-нибудь прочесть (Петр выбрал «Стихи о совдеповском паспорте») и с ходу внес предложение одну из основных ролей в инсдорожировке собственного эссе.

С данной постановкой, имевшей громадной успех, Петр «гастролировал» в 12 лагпунктах. Так в культурно-воспитательной части ГУЛАГа началась его театральная карьера. Следующей успехом стала роль в постановке по пьесе Симонова «Русский вопрос», где Вельяминов сыграл сенатора Макферсона.

Сдорожическое мастерство начинающего артиста одорожили не только зрители, но и управление колонии, от щедрот «скинувшее» ему и художественному начальнику по 193 рабочих дня. Вторым уличникам труппы – в 2 раза меньше. Петр ощущал настоящий успех, кроме того не обращая внимания на то, что прямо на премьере у него лопнули по швам штаны…

Неожиданным ударом стало пришедшее от бабки послание, в котором она повествовала обо всем, что случилось дома за это время. Выяснив, что арестовали маму, Петр попытался настоящий шок – он вутаил себе вены. Жить не желалось.

Квалифицировав действия молодого арестанта как саботаж, ему планировали дать второй срок, но доктор-эстонец из сомучения насочинял в заключении, что порезы Петр нанес себе невзначай.

Скоро Петра Вельяминова перекинули на возведение Куйбышевской ГЭС. Из джаза его выгнали с работы как отбывающего возмездие по политической статье. Но жизнь длилась, и в апреле 1952 года – гладко 9 лет и 9 дней спустя – он был выпущен на свободу.

Случилось это, как припоминает артист, весьма тривиально: он легко подал на вахте документы и через 60 секунд был по другую сторону колючей проволоки.

Незадолго до освобождения приятель по территории дал Петру адрес собственного брата, к которому и устремился бывший политический заключенный. Тот был радушным обладательом – занастолькое по случаю освобождения длилось 2 дня. Позже Вельяминов отправился на отчизну, в Москву, не смотря на то, что по действовавшему тогда паспортному порядоку это ему запрещалось.

Нахождение в столице угрожало новым арестом, и через 3 дня Петру Вельяминову было нужно уехать в Абакан, где он занялся полюбившимся делом – устроился в Абаканский российский театр драмы имени М.Ю. Лермонтова. В собственный первый сезон он с успехом сыграл роли комиссара Романа Кошкина в «Любови Яровой» К. Тренева и Петра Бессеменова в «Мещанах» М. Горького.

Позднее последовало приглашение в Тюменский областной театр (1955), работа в театрах Дзержинска, Чебоксар, Перми, Свердловска, Иванова, а с 1970-х гг – Ленинграда и Москвы («Современник», 1972; Театр-студия киноактёра, 1974); всего в его артистской судьбе будет 12 театров в 12 городах.

Во второй половине 50-ых годов двадцатого века реабилитировали отца по первому делу. Посетить собственного «невыездного» ребенка из Москвы приехал беззубый старик, в котором ничего не осталось от прежней офицерской осанки. (Вдальнейшем С.П. Вельяминова реабилитируют и по второму делу, его вернут в звании полковника. Татьяна Ермиловна выхлопочет для супруга военную пенсионную выплату, и совместно они проживут еще 19 лет.)

Без преповышения успехом стало для артиста его появление на телеэкране в роли Захара Большакова в кинофильме «Тени пропадают в 12 часов дня». История этого успеха началась в декабре 1969 года со встречи Вельяминова – тогда уже ведущего артиста Свердловского театра – с режиссерами В. Краснопольским и В. Усковым в перерыве одного из пьес. Петр Сергеевич принял предложение сняться в новом кинофильме и в последних числах Апреля приехал в Москву на кинопробы (к тому времени судимость с него уже была снята).

Кинопробы как таковые не проводились, легко был снят громадный замысел артиста. Контрактились, что в мае Вельяминова позовут на съемки весточкой. Но ее продолжительно не было, и он постановил уже было поставить крест на замыслах сняться в картине. Сейчас и доставили весточку, где говорилось о его утверждении на роль Захара Большакова.

Съемки начались 1 июля. Органичность Вельяминова в образе главы колхоза была очезаметна уже на протяжении работы над фильмом. Артист с ухмылкой припоминает таковой эпизод: на съемках одной из следующих картин к нему подошла женщина и полностью без шуток задала вопрос, в далеком прошлом ли он ушел из колхоза…

С выходом фильма на экраны на артиста обрушился шквал писем. Приходили пакеты с адресом «Ўтолица. Кремль. Главе колхоза Захару Большакову», в противном случае и совсем – «Захару Большакову», и почтовым служащим не составляло особого труда принести такие послания адресату.

Страна верила в том, что Вельяминов настоящий сибиряк: умный, верный, честный…

В продолжение блистательного дебюта на экране (и это в 40 с ненужным лет!) Петр Вельяминов создал целую галерею ослепительных, в большинстве случаев, хороших, замечательных духом, благородных храбрецов, снявшись практически в 100 кинокинофильмах. Многие из них по праву входят в золотой фонд отечественного кинематографа: «Глава “Радостной Щуки”» (1972), «Пожизненный зов» (1973–1983), «Сладкая женщина» (1976), «Пираты ХХ века» (1979), «Сувенир для прокурора» (1989) и др. И несущественно, эпизодическая ли роль доставалась артисту либо он жил на экране продолжительную людскую судьбу, – игрался Вельяминов лишь глубоко, без фальши.

Имел возможность он, кстати, сыграть и Женю Лукашина в «Иронии судьбы, либо С легким паром!». Брагинский и Рязанов высоко одорожили работу Вельяминова в роли Новосельцева в постановке «Сослуживцы» и позвали его на кинопробы. Но все без шуток взвесив, Эльдар Александрович отказался от данной идеи.

В собственном письме артисту он растолковывал, что для осуществления роли Лукашина нужна инфантильность – малознакомое Петру Вельяминову уровень качества.

Уже в течении многих лет Петр Сергеевич играется в Санкт-Петербургском отвлечённом театре кинокомедии имени Н.П. Акимова, где он занят в постановке «Ўупругчины в ее жизни», трудится в известном театре антрепризы «Приют кинокомедианта». С удовлетворением признаётся, что артистская будущее ни при каких обстоятельствах не обделяла его увлекательными ролями. Грезит испытать себя в пьесах Шекспира, Чехова, Островского.

Обнаруживает время и для учительской участникности в качестве заведующего кафедрой театрального факультета в Балтийском университете экологии, политики и права.

В 1990–2000-х годах П.С. Вельяминов не лишился творческой активности в кинематографе, порадовав поклонников собственного таланта работой в известных телевизионных сериалах «Зимняя вишня» (1995), «Бандитский Санкт-Петербург» (2000), «Время обожать» (2002), «Агент национальной безрискованности», съемками в кинофильмах «Воровка» (1995), «Ермак» (1996), «Между тенью и светом луны» (совместная работа мексиканских кинематографистов и русских, 2001), «Казароза» (2006) и др.

Петр Сергеевич Вельяминов – всеобщий артист РСФСР (1985), лауреат Национальной премии СССР, всеобщий артист Чувашской Республики. Кавалер народного ордена «Созидатель Санкт-Петербурга» (2002), иметель титула «Человек года» (2002).

Много просматривает, обожает проводить вольное время на природе, есть попечителем строительства приюта для бесприютных звериных в Петербурге.

Работает в Петербурге.

Петр Вельяминов. Под завесой тайны


Занимательные записи:

Подобранные как раз для Вас, статьи:

  • Леонид Броневой

    Дата рождения: 17 декабря, 1928 Место рождения: Киев, СССР (Украина) Домашнее положение: Виктория Броневая, один ребенок Рост: 1.77 м Биография Леонид Броневой Это имя — знаковое. Так же, как…

  • Иван Бортник

    Биография Иван Бортник ребячество Ивана Бортника было как и у многих послевоенных мольчишек. Главным воспитателем являлся двор. Во дворе народец тот еще, — припоминает Иван Сергеевич. -…

  • Александр Пороховщиков

    Биография Александр Пороховщиков Александр Шалвович Пороховщиков был рожден 31 января 1939 года в Москве. Род Пороховщиковых покинул приметный след в русской истории. Прадед Александра…

  • Александр Балуев

    Биография Александр Балуев Александр Балуев — один из тех артистов, кто прочно и наряду с этим неприметно обучредился в русском кино. Если бы еще лет десять назад кто-нибудь задал вопрос, что он за…

  • Джеймс Дин

    Биография Джеймс Дин ХОЛОДНЫМ ФЕВРАЛЬСКИМ ВЕЧЕРОМ в Киото, во второй половине 50-ых годов XX века, спустя около полутора лет по окончании смерти Дина, Трумэн Капоте брал интервью у Марлона Брандо для издания New Yorker….

Comments are closed.