Details

Added by on 2013-09-13

Николай Крючков

Биография Николай Крючков

Николай Крючков был рожден в Москве, в так называемых Покровских казармах, что на Красной Пресне. Как он сам позднее припоминал: "Я отчего таковой живучий? Возможно, позжеу, что матьша моя отправилась в погреб за квашеной капустой и в том месте меня семимесячного родила, а позднее вылезала, подрастила…" Справедливость этих слов возможно испытать на таком факте: не считая Николая, в семействе Крючковых было еще семеро детей, но шестеро из них вдальнейшем скончались.

По воспоминаниям самого Крючкова, в юные годы он был отчаянным мальчишкой, дворовым хулиганом и совсем имел возможность "загреметь" в беспризорники. Но будущее была к нему благопредрасположенна. В 14-летнем возрасте он поступил на учебу в ФЗУ на Трехгорке и проходил обучение в том месте по профессии гравера-накатчика.

Училище он закончил удачно и получил девятую высшую категорию рабочей сетки. В те же годы Крючков начал участвовать в художественной самоучастникности, его таланты привлекали внимание . Чего он лишь не имел возможности: и играть на гармони, и петь, и танцевать (особенно лихо бил чечетку).

Его театральный дебют прошёл в 1927 году в пьесе-монтаже "1905 год", где Крючков сыграл сходу три роли: рабочего-революционера, торговца и пристава-лоточника. Согласно свидетельствам очевидцев, роль пристава в осуществлении 16-летнего Крючкова была особенно колоритна и забавна.

Во второй половине 20-ых годов двадцатого века Крючков поступил в студию при Театре рабочей молодежи (ТРАМ). Мать была обижена выбором ребенка, поскольку всегда мечтала видеть его при изрядной должности, а не в роли кинокомедианта. Но Крючков, играясь на арене студии, трудился и на Трехгорке и практически содержал семью.

19-летний Крючков в ТРАМе был занят только в эпизодических ролях. Самыми приметными работами молодого артиста были в тот период роли в двух театральной постановких: "Ўтоличний 10. 10", где он игрался Сашку-сезонника, и "Кличь, фабком!". Как раз в последнем спектакле его и подметил в осеннюю пору 1931 года режиссёр Борис Барнет, что внес предложение Крючкову испытать себя в кино. В кинофильме "Окраина" артист должен был сыграть маленькую роль Сеньки-сапожника. Как припоминал позднее сам Н. Крючков: "В то время, когда я начал пробоваться на эту роль, то показалось мне самому, что всю жизнь лишь ремеслом сапожника и увлекался.

Лишь молоток у меня был в левой руке — левша я… Я считаю, что мне повезло, поскольку моим первым режиссёром был данный талантливейший человек".

Фильм "Окраина" вышел на экраны в первой половине 30-ых годов XX века и имел громадной успех у зрителей. Год спустя его отправили на кинофестиваль в Венецию, где он был отмечен почетным призом. Так, дебют Крючкова в кино был на нечастость успешным.

Потому их содружество с Б. Барнетом продолжилось и дальше. В первой половине 30-ых годов XX века режиссер опять позвал Крючкова на роль в собственном следующем кинофильме "У самого светло синий моря". На этот раз это была кинокомедия, и отечественному храбрецу в нем досталась одна из центральных ролей — роль Алексея.

Затем фильма Крючкова подметили. Предложения сниматься посыпались на него со всех сторон, И он никому не отказывал, не гнушаясь играться кроме того отрицательных храбрецов. За следующие четыре года он участвовал в кинофильмах: "Личный эпизод", "Возвращение Максима", "Человек с ружьем", "Комсомольск", "На границе".

На протяжении съемок одного из кинофильмов с Крючковым случилась малоприятная история.

Во второй половине 30-ых годов двадцатого века режиссер Михаил Ромм начал к съемкам фильма "Тринадцать". Картина была о совдеповских пограничниках, каковые вступили в неравный бой с бандой басмачей в пустыне Каракумы. Роль главы отряда пограничников досталась в этом кинофильме отечественному храбрецу (Ромм познакомился с ним через собственную будущую жену Елену Кузьмину, которая была партнером Крючкова в двух кинофильмах Б. в один раз). Снявшись в этом кинофильме, что с выходом на экраны во второй половине 30-ых годов XX века стал самым кассовым фильмом сезона, Крючков совсем имел возможность прославиться на много лет раньше. Но этого не случилось, и виноват был в этом сам артист.

Что же случилось? Об этом говорит Э. Савельева: "Ужаснее желудочной инфекции на съемках "Тринадцати" была угроза "зеленого змия". Огласили первый съемочный сутки (13 апреля 1936 г.). Для всей группы данный сутки был праздником. Люди вышли с утра в торжественном настроении.

А артиста, игравшего роль главы отряда, — нет. Ринулись искать. Јзналось, что он "не в форме". Играться не имеет возможности. И без того пара раз.

И дело было не только в нем. Артист данный уже был известный и влиятельной фигурой в кинематографическом мире. Молодежь начала ему подражать.

Показалась опасность, что коллектив может распасться.

И вот тут Ромм продемонстрировал энергию организатора и невероятную волю. Он выстроил всю группу в ряд. Сам поднялся перед нами, какой-то особенно подтянутый, строгий, собранный.

Нехарактерным ему обыкновенно тоном он "отдал приказ" об отначальниковании бойца такого-то в Москву за нарушение воинской дисциплины. Ромм занял верную позицию и своевременно принял единственно верное ответ, от которого зависела будущее всей отечественной работы. Затем установился порядок: артисты всегда вылезали на съемку в форме и своевременно.

Каждый думал: раз уж с "этим" он так поступил и не побоялся, то что же будет с нами, еще не такими известными.

Так и обрелось, что в кинофильме бойцов в отряде осталось двенадцать. Но это не приметно. Так как никто же не будет вычислять до тринадцати на экране, кроме того в то время, когда отряд выстраивается в цепочку".

Їсно, что артистом, отчисленным из группы за пьянство, был Крючков. Отчего же он не смог побороть в себе искушение "зеленым змием"? Дело в том, что страсть к алкоголю проснулась в Крючкове достаточно рано — еще ребёнком на Трехгорке он приобучался выпивать наравне со взвысокими. Ўначала он легко подражал старшим другам, бравировал своим умением выпить много и не опьянеть.

Позже баловство переросло в привычку. И пзакончить с ней раз и насовсем Крючкову уже не получалось. В будущем эта пагубная страсть еще неоднократно поставит артиста в нелегкое положение на съемочной площадке, не смотря на то, что ему большое будут прощать из-за огромной популярности в народе.

В это же время конфликт на съемках "Тринадцати" практически не сказался на творческой занятости Крючкова. Его продолжали деятельно снимать другие режиссеры. От роли к роли артист накапливал необходимый опыт, рос в собственном мастерстве и сносиливо ожидал собственного "звездного часа". И он наступил в середине 1938 года, в то время, когда режиссер Иван Пырьев внес предложение Крючкову ведущую роль в собственном новом кинофильме "Трактористы".

Его партнершей в картине должна была стать супруга режиссера Марина Ладынина, восходящая звезда совдеповского кино.

Натурные съемки проходили летом 1938 года в степи, на берегу Южного Буга, в деревне Гурьевка. Артистский коллектив подопринимался на нечастость дружный и сплоченный, в особенности среди супругчин. Кроме Крючкова, в кинофильме снимались уже популярный Петр Клейников и дебютант Борис Андреев. Эта троица задавала тон на съемочной площадке, и иногда с ними не имел возможности совладать кроме того таковой бесповоротный режиссер, как Пырьев.

Очевидцы говорят, что между съемками картины случился таковой эпизод. Крючков, Андреев и Алейников внезапно заспорили, кто из них больше выпьет водки. Крючков объявил, что ему ничего не следует опорожнить разом десять (!) стопарей и не опьянеть. В ответ сотрудника подняли его на хохот, назвав трепачом.

И тогда Крючков, на глазах у ошеломленных другей, одну за второй опрокинув в себя заявленные десять стопок, сообщил: "Ну как?" — в этот самый момент же ушел дремать. Больше с ним на данный счет никто не спорил.

В то время, когда фильм "Трактористы" во второй половине 30-ых годов двадцатого века вышел на экраны страны, его ожидал невиданный зрительский успех. Песни "Три танкиста", "Здравствуй, дорогая моя" и "Броня крепка, и танки отечественные стремительны…" начала петь вся держава. Все артисты, выполнявшие главные роли в картине (М. Ладынина, Н. Крючков, П. Алейников, Б. Андреев), мгновенно стали всесоюзными известностями, и в первой половине 40-ых годов двадцатого века все четверо станут лауреатами Сталинской премии. влюблённость зрителей и Наибольшая популярность достались Николаю Крючкову — его Клим Ярко стал одной из самых популярных личностей в совдеповском довоенном кино.

С него практически хватали пример в повседневной судьбе миллионы парней.

На съемках "Трактористов" Крючков познакомился с юной студенткой ГИТИСа Марией Пастуховой. Они полюбили друг друга и по окончании окончания работы над картиной поженились. Свадьбу справляли в новой помещении в одной из коммуналок, куда Крючков перепринимался из общежития Трехгорки незадолго до торжества.

Со стороны жениха было не так много приглашенных, тогда как невеста привела с собой практически целый собственный студенческий курс.

По окончании гулкого успеха "Трактористов" приглашения сниматься посыпались на Крючкова как из рога изобилия. Друг за другом выходят фильмы с его участием: "Выборгская сторона", "Ночь в сентябре", "Яков Свердлов", "Член правительства", "В тылу соперника", "пастух и Свинарка". В последнем кинофильме Крючкову досталась роль, тогда мало свойственная его артистскому имиджу, — шалопай Кузьма. Как припоминал сам артист: "В то время, когда я начал сниматься в данной картине, ко мне заявился "под градусом" мой дорогой друг Василий Сталин и начал кричать, дабы я не смел играться эту роль, не похабил мои прошлые образы, милые народом. Јгрожался кроме того "сослать в Сибирь".

А я ему в ответ пропел: "А я Сибири, Сибири не боюся, Сибирь так как также русский почва". Утром он звонил, просил прощения".

С первых же дней войны Крючков начал проситься на фронт, но военком уговорил его остаться. "Снимаясь в кино, вы принесете Отчизне не меньше пользы, чем на фронте", — сообщил он артисту. И Крючков с головой ушел в работу. В первой половине 40-ых годов XX века он снимался в один момент в пяти картинах: "Котовский", "Фронт", "Антоша Рыбкин", "Во имя Отчизны" и "Парнишка из отечественного города". Последний фильм стал одним из самых популярных в годы ВОВ.

На протяжении работы над ним Крючков упал от исхудющения и попал в лазарет. Но продолжительно лежать в том месте не позволяли события, и, еле-еле поправившись, артист опять возвратился на съемочную площадку.

В 1945 году разладилась супружеская жизнь артиста: от него ушла супруга Мария Пастухова. Ўовершенно предположительно, что предлог дал сам артист, что тогда увлекся второй женщиной. Ею была юная артистка Алла Парфаньяк (она была студенткой Щукинского обучалища), с которой Крючков встретился на съемках фильма "Небесный негромкоход", где она игралась одну из основных ролей. По выходе фильма на экраны его очень сильно бранила критика (дескать, запрещено так нетрудномысленно показывать войну) и… восторженно принимала публика.

В послевоенные годы совдеповский кинематограф переживал не оптимальные собственные времена, и кинофильмов тогда снималось мало. Но, кроме того не обращая внимания на это, Крючкову получалось не просиживать дома без работы. В те годы на экраны вышли следующие фильмы с его участием: "Машина 22-12", "Щедрое лето", "Максимка". Но лишь роли в двух кинофильмах приносят артисту творческое удовлетворение: в "Максимке" и в картине "Звезда".

Данный фильм был снят еще во второй половине 40-ых годов XX века, но на экраны страны вышел лишь в 1953-м. Отчего? Вот что говорит по этому поводу сам Н. Крючков: "В этом кинофильме Сталину не пришлось по нраву, что мой храбрец — сержант Мамочкин — перед тем, как взорвать себя, говорит "Вот так вот", а "не "За Сталина". И картину воспретили…"

С середины 50-х творческая активность Крючкова поражает зрителей. К примеру, в первой половине 50-ых годов XX века он снимается сходу в четырех кинофильмах, в 1956-м — в пяти. Истина, большая часть из этих ролей не принесли артисту нового успеха, но они не дали зрителю забыть об этом артисте (как это случилось, например, с П. Алейниковым, М. не, В. Марецкой и др.).

В конце 50-х только два фильма, в которых снялся Крючков, опять пробудили к нему интерес зрителей и критиков. Это "Дело Румянцева" и "Жестокость".

Во второй половине 50-ых годов XX века распался и второй брак Крючкова: Алла Парфаньяк ушла от него, забрав с собой ребенка (она позже стала женой Михаила Ульянова). Оставшись один, артист скоро переселился в однокомнатную квартирку (11 метров) на первом этаже в центре Москвы. В том же направлении он привел и собственную третью жену-заслуженного мастера спорта Зою Кочановскую. С нею он познакомился во второй половине 50-ых годов двадцатого века, в то время, когда снимался в кинофильме "К себе". По окончании свадьбы им давали слово дать новую квартиру, но въехать в нее молодоженам было не суждено.

Скоро случилась беда. Говорит А. Аршанский: "Мы возвращались из экспедиции в Ленинград, ехали втроем в "газике". В историческом центре города Зоя попросила ее подождать, она хотела приобрести помаду. Мы остановились, она перешла улицу, приобрела губную помаду, и, в то время, когда возвращалась обратно, на отечественных глазах, в трех метрах от нас, ее сшиб армейский "Студебеккер". Погибла она у нас с Крючковым на руках.

А спустя два дня мы летели вдвоем в грузовом самолёте, лишь мы и гроб, что болтался по самолёту".

Н. Крючков по окончании данной трагедии еле приходил в себя. Его приятели, опасаясь за него, неотступно были с ним рядом. Неспешно боль утихла, а через два года затем артист встретил собственную последнюю влюбленность — на съемках очередного фильма он познакомился с 30-летней помощницей режиссера Лидией Николаевной. Вот что она припоминает об этом: "в один раз на протяжении обеда он позвал меня сесть к нему за стол.

Я ответила, что у меня нет времени, позжеу что много работы. Оказывается, нашлись покровители, каковые сообщили Николаю Афанасьевичу, что я "занята", а также назвали фамилию супругчины из съемочной группы. А Крючков сам был человеком прямым, откровенным и позжеу всем верил.

В то время, когда я об этом определила, то растолковала, что его ввели в заблуждение.

Скоро Николай уезжал на съемки в Сочи и перед этим заявил, что я ему нравлюсь и он обязательно ко мне возвратится. Незадолго до собственного отъезда он постановил устроить занастолькое. Я думала, что это лишь повредит его здоровью.

Но Николай настоял на своем, и я в качестве протеста на занастолькое не пришла. Тогда Крючков разыскал меня и сообщил: "Данный вопрос мы отрегулируем, дело в другом. Сделай так, дабы, в то время, когда я возвратился, не было бесед, ранящих мне душу".

Я ответила, что если он будет все время со мной, то так и будет…

Он приехал, как давал слово, устроил мне сутки рождения, сделал предложение и уехал обратно на съемки. Перед ноябрьскими праздниками 62-го он возвращался в Москву из Сочи, а я — из Канева. Отечественные поезда расходились по расписанию на два часа. Он был дома раньше. В то время, когда я приехала, Николай сходу позвонил и сообщил: "Мы с тобой видимся на следующий день и больше ни при каких обстоятельствах не расстаемся".

Он предотвратил, что, в случае если я его обману, это будет его самым громадным огорчением. Он утвержает, что во мне он отыскал то, что искал…"

В этом браке у них скоро появилась девчонка, которую назвали Эльвирой.

В 60-70-е годы Крючков снимался в кино, был занят в нескольких театральной постановких Театра-студии киноактёра. В 1965 году ему нафинал было присвоено звание заслуженый артиста СССР. Он был, что именуется, "живой легендой" совдеповского кино, и любой режиссер почитал за честь для себя позвать его хоть на мелкую, но роль в собственной очередной картине. На бесчисленных всесоюзных кинофестивалях Крючков был почетным участником жюри, часто воображал совдеповское кино за пределом. Но, кроме того не обращая внимания на огромную популярность этого артиста в народе, иногда и ему приходилось быть жертвой компонентарного хамства. Говорит артист В. Сошальский: "В Ялте снимали фильм "Матрос с "Кометы".

Я жил в доме отдыха ВТО, а Крючков — всеобщий артист Альянса, лауреат всех мыслимых премий — в самой дорогой гостинице на набережной. Внезапно в один раз звонит мне: "Мальчуган, черно…ые приехали, инпутешественники! И Крючкова выселяют из номера на двое суток. Меня выставляют!

Но я — пожилой человек! Ты поможешь мне вынести чемодан?" — "Куда?" — "Вниз, в кочегарку, — отвечает Крючков. — В том месте у меня знакомая…" — "Так, может, ко мне, в мой номер?". — "Нет, с ней мне будет комфортнее…"

Пришел я, забрал его чемодан, отнес вниз… "Благодарю, мальчуган, ты мне больше не нужен, — поблагодарил дядя Коля. — Придешь, в то время, когда эти уедут".

Николай Афанасьевич был одним из любимейших в стране киноактёров, но студия уплачивала за него рублями, а эти "черно… ые", как он их назвал, уплачивали баксами".

самые удачными работами Крючкова в кино в 70-е годы можно считать фильмы: "Адрес вашего дома", "Жители" и "Осенний марафон".

В первой половине 80-ых годов двадцатого века Н. Крючкову было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

О том, каким Крючков был в повседневной судьбе, говорит его супруга Л. Н. Крючкова: "Он всегда думал, что на рынок и обратно я обязана колесить лишь на машине, а не на троллейбусе. Я имела возможность позвать кого-то оказать помощь уприниматься в квартире, постирать белье. Он всегда сказал, что в случае если мне непросто, то необходимо нанять кого-то. Всегда задавал вопросы, в чем я нуждаюсь. в один раз слобучался забавной эпизод.

На вопрос Николая Афанасьевича, что мне требуется, я ответила, дескать, об этом я его не попрошу. Он: "Отчего?" — "Да хлеб мне нужен". Он: "Принесу".

Я изумилась: "Что ж, ты в булочную отправишься?" Ўупруг: "Отчего? Я на данный момент приду в театр, любого молодого артиста попрошу, и он мне хоть десять батонов принесет".

По магазинам он не ходил. В то время, когда заказы бывали, всегда приносил. Холодильник он не открыл ни разу, чайник ни разу не поставил.

Но и не предъявлял ничего. В случае если меня нет, то он подождет, и на все один ответ: "Не имеет значения". Нет обеда — будет смирно смотреть телевизор либо просматривать газету-ожидать меня…"

В 1985 году режиссер с "Москинофильма" Елена Михайлова замыслила снять продолжение фильма "Парнишка из отечественного города", поведать о том, кем стали главные храбрецы картины 40 лет спустя. Конечно, на центральные роли были приглашены все те же Николай Лидия и Крючков Смирнова. И не смотря на то, что картина не повторила успеха прошлого фильма, но зрители встретили ее тепло.

Фильм именовался "Верю в влюбленность".

Всю собственную жизнь Крючков был заядлым рыболовом (в первый раз забрал в руки удочку в 6 лет), но в последние месяцы перед смертью он практически не поднимался с постели в дачном поселке Икша. Потому рыбачила за него его супруга, Лидия Николаевна, а он, в то время, когда имел возможность, сидел рядом на скамье и переживал за ее удачи. Много сказать он уже не имел возможности, от стабильного курения у него развилась опухоль в горле.

Выпивать он кинул еще в первой половине 70-ых годов XX века, раз и насовсем.

Николай Крючков скончался 13 апреля 1994 года. Ему шел 83-й год.

Как уходили кумиры — Крючков Николай


Занимательные записи:

Подобранные как раз для Вас, статьи:

  • Николай Еременко

    Биография Николай Еременко Появился 14 февраля 1949 года в Витебске, в семействе заслуженый артиста СССР Николая Николаевича Еременко и Наблизкий артистки Белороссийской ССР Галины Александровны…

  • Николай Олялин

    Биография Николай Олялин Николай Олялин был рожден в деревне Опихалино Вологодской области. А гладко через месяц началась война… Конечно, это время он не запомнил. Но позднее, в то время, когда война…

  • Николай Бурляев

    Биография Николай Бурляев Появился 3 августа 1946 года в Москве. Отец – Бурляев Петр Диомидович (1907 г. рожд.). Мать – Михайлова Татьяна Александровна (1911 г. рожд.). Супруга – Бурляева Инга…

  • Николай Гринько

    Биография Николай Гринько Николай Гринько был рожден в Херсоне в артистской семье. Его мать с отцом игрались в труппе Рабоче-крестьянского мобильного театра. Мальчуган с детства знал, что он…

  • Николай Караченцов

    Биография Николай Караченцов молодость и ребячество История судьбы Караченцова снаружи не примечательна громкими действиями. Коренной москвич, закончивший спортивную школу, он постановил стать…

Comments are closed.