Details

Added by on 2014-03-24

Борис Новиков

Биография Борис Новиков

ЗРИТЕЛЬСКОЕ ПРИЗНАНИЕ данной работы пришло мгновенно — в сутки премьеры в Театре Моссовета. Бывшие фронтовики в зале рыдали, а Твардовский радостно обнимал Новикова за кулисами, приговаривая строке из личной поэмы: "Это был, само собой разумеется, он!" Но приз храбреца не отыскала. Возможно, у участников комитета по Ленинским премиям завелись собственные контр-мысли, но наверное подобающую обработку мозгов совершил главреж театра Юрий Завадский.

Похоже, думал, что его артисту не по возрасту подобная честь. Новикову передали слова Юрия Александровича: "У меня нет Ленинской, еще ни Вера, ни Слава не имеют…" Подрассудокевались Марецкая и Плятт — артисты старшего поколения и, что многосущественно, ближнего к Завадскому круга, к каковому Борис Кузьмич ни при каких обстоятельствах не принадлежал.

В общем, премии он не получил, но ревность партнеров себе обеспечил. Его вдова, припоминая те годы, именует проходившее не по иному как травлей. Один известнейший, по праву дорогой публикой артист отрастил на Новикова зуб таковой величины, что, в то время, когда двумя годами позднее тот уходил от Завадского, "покровитель" не погнушался обзвонить театры, с которыми у сотрудника намечался альянс, и хладнокгладко скомпрометировать приятеля по ремеслу. Так была, например, уничтожена контрактенность с Михаилом Царевым о переходе в Небольшой.

А вот Валентин Плучек был к наветам не чувствителен и забрал отечественного храбреца в труппу Театра Сатиры, где тот прослужил с 63-го по 72-й год. Истина, второго Теркина будущее ему не подкинула, но трудился достойно, способно, с выдумкой. В то время, когда Высоковский за Новиковым вводился на роль аптекаря в "Интервенции", то попросил разрешения играться с теми репликами, каковые Борис Кузьмич сам для себя досочинил.

Новиков был не против.

В случае если В НАЧАЛЕ 60-х артист сделался театральной легендой столицы, то кинематограф принес ему еще и всесоюзную славу. Он начинал у Юлии Солнцевой, в 55-м ("Ревизоры невольно"). По окончании чего Владимир Басов без пробы утвердил его на роль Витеньки Шубникова в дилогии "Первые эйфории" и "Необыкновенное лето". А в том месте понеслось-покатилось. Собственными киноуниверами Новиков вычислял съемки у Герасимова в "Негромком Доне". Кстати, мэтр часто повторял, что бывают артисты легко хорошие, а бывают — увлекательные.

И, по всей видимости, относил Новикова ко второму типу.

Борис Кузьмич снимался у Довженко, у Райзмана, которого весьма обожал, переиграл множество колоритнейших хитроумнецов, глупецов а также злодеев у других режиссеров. Достаточно припомнить картины "Донская повесть", "Казаки", "Испытательный срок", "Приятель мой, Колька", "Уроки французского", "Белые росы". На кинематографическом счету артиста более чем ста ролей, но широкая публика крепче всего запомнила и, как ни необычно, полюбила оборотня Тараса — Илью из сериала "Тени пропадают в 12 часов дня" — этакого червяка, готового приспособиться к любым жизненным событиям (определение режиссера Краснопольского).

Присказка "загремим под фанфары" вошла в поговорку; встретив Новикова на улице, бесхитроумностные зрители изумленно бормотали: Приобрети-реализуй отправился… Кстати говоря, Борис Кузьмич был не по-артистски спомимон: в случае если случалось совместно с группой воображать картину публике, в зале обыкновенно появлялось оживление, раздавались гогот, выкрики в его адрес, а он, как бы стесняясь собственной славы, скрывался за поясницы сотрудников.

Что касается легендарного персонажа из "Теней…", артист придумал его от "А" до "Я", раскрасил образ нюансами — от нетрудного заикания, неизменно бегающих глаз до потребности озираться — из боязни, что ударят. Его мимика на больших замыслах поразительно многообразна, он был непременно органичен в собственных придумках — не опасался отвернуться от камеры, почесатъся,. передернутъся. На площадку приносил не только досочиненные реплики, но иногда и режиссерское ответ сцены. (Причем сожалел, что так и не занялся без шуток режиссурой.)

АКТЕРСКАЯ СУЩНОСТЬ Бориса Новикова превалировала кроме того над инстинктом самосохранения: он готов был, в случае если нужно, лезть в морозную воду либо ползти по снегу, полностью себя не щадя. Но самое основное -немыслимым образом имел возможность в рамках ясного, часто остронравного внешнего рисунка играться драму, пользуясь полукрасками, полутонами. Неспроста одной из сенсаций телевизионного сериала "Адъютант его превосходительства" стал пятиминутный монолог ювелира Либерзона — небольшой шедевр громадного артиста. специфическим выговором и Нелепой наружностью ветхого иудея, к которому обобравшие его же чекисты приходят за советом, Новиков лишь выделил безнадёжную драму этого человека. Драму, с которой Либерзон практически уже примирился. Коммунисты ликвидировали дело его жизни, петлюровцы походя прикончили ребенка, спереди — старческая немощь, скорая смерть в нищете.

И жив-то он лишь остатками ласковости и сомучения к жене, сознанием нужности скрасить ей безвеселый закат. В случае если и стоило выдумывать школу Станиславского, то, возможно, лишь для таких пронзительных и неоспоримых работ, в то время, когда человек легко сидит и говориет в кадре, а тем временем его грядущее и прошлое проступают перед зрителем как на ладони…

Последние двадцать с ненужным лет Новиков страдал диабетом, потому и из театра ушел — не смотря на то, что иные ошибочно утверждают, словно бы он покинул сцену из-за пристрастия к алкоголю. Вообще-то, что касается спиртного — какой русский артист без греха? Но режиссёры на Новикова помой-му не обижались: на площадке не подводил.

Другое дело, будучи под шофе, имел возможность позвонить в вольное время, скажем, Краснопольскому: "Аркадьич, отправимся, с собакой, что ли, погуляем". (Учитывая столичние расстояния, Владимир Аркадьевич иногда отвечал: "Да до тех пор пока я доеду, твоя собака описается…") Из-за питейных неприятностей артист не ездил с выступлениями по стране: слететь опасался. Во все киноэкспедиции его сопровождала мужа Надежда Антоновна, разве что к Ускову с Краснопольским отпускала смирно: несколько у них была малопьющая.

В ПОСМЕРТНОЙ СТАТЬЕ о Новикове в одной из центральных газет придумывали, что перед смертью Бориса Кузьмича его семья очень сильно нуждалась. Истина, Ярмольник присылал от "L-клуба" по 200 баксов каждый месяц, но этого хватало лишь на питание, а для настоящего лечения было мало. Тогда супруга артиста, в надежде продолжить его дни, попросила Альянс кинематографистов зараньше выдать деньги, причитавшиеся на похороны. Но вернуть Бориса Кузьмича к судьбе это уже не помогло.

Его ухода практически никто не подметил: в Москве гремел фанфарами Междувсенародный кинофестиваль.

Нельзя сказать, что Бориса Новикова сейчас забыли — фильмы с его участием крутят по ТВ, кроме того сняли программу из цикла "Дабы не забывали". Истина, передача как-то не весьма обозначила его персона, да и место в артистской иерархии не прояснила. А в это же время это место специалиста общенационального масштаба. Либо легко — заслуженый артиста.

Без натяжек и преувеличенной посмертной комплиментарности.

Как Уходили Кумиры — Борис Новиков


Увлекательные записи:

Подобранные как раз для Вас, статьи:

  • Борис Андреев

    Биография Борис Андреев ТАК, в один раз, не вычислив собственные силы, его друг и Андреев артист Петр Алейников постановили устроиться на ночлег… в витрине мебельного магазина. Утром дремлющими кпомирами…

  • Борис Щербаков

    Дата рождения: 11 декабря, 1949 Место рождения: Ленинград, СССР (Петербург, Российская Федерация) Домашнее положение: Татьяна Медна, один ребенок Рост: 1.82 м Биография Борис Щербаков Борис…

  • Борис Химичев

    Биография Борис Химичев Борис Химичев был рожден на Украине — в селе Баламутовка, Хмельницкой области. на данный момент глядя на ладного, подтянутого семидесятилетнего артиста непросто доверитсяь, что в…

  • Борис Галкин

    Дата рождения: 19 сентября, 1947 Место рождения: Ленинград, СССР (Петербург, Российская Федерация) Домашнее положение: Ирина Печерникова (развод), Елена Галкина (развод), один ребенок, Инна Разумихина…

  • Борис Смолкин

    Биография Борис Смолкин Появился 2 марта 1948 года. Узнаваемый питерский артист, один из ведущих мастеров Театра музкинокомедии и театра пародий «Четвертая стенки». Борис Смолкин всегда хотел стать…

Comments are closed.