Details

Added by on 2014-09-26

Талгат Нигматуллин

Биография Талгат Нигматуллин

Храбрец популярных кинобоевиков, душевный искатель и супермен, чемпион Узбекистана по каратэ, поэт, сстоимостьрист, режиссер, он был настоящим кумиром молодежи 80-х. Обложки издания «Коммунистический экран» украшали его портреты. Он успел сняться более чем в двух десятках кинофильмов, среди которых «Седьмая пуля» (1972), «Вооружен и весьма страшен» (1977), «Пираты XX века» (1979), «Право на выстрел» (1981), «Похождения Тома Сойера и Гекльберри Финна» (1981), «Волчья Яма» (1983), «Один и без оружия» (1984), «Противостояние» (1984).

Проживи он чуть продолжительнее 36 лет, его ослепительная звезда разгорелась бы еще бросче. Ни о ком из артистов того времени не ходило настолькоко преданий и будоражащих воображение слухов. В его ослепительной судьбе все было сенсацией либо тайной — восхождение к славе и полная драматизма личная жизнь, таинственные увлечения мистикой и ужасные события смерти.

Основываясь на воспоминаниях людей, лично знавших Талгата Нигматуллина, мы постараемся воссоздать его образ для нынчешнего поколения.
Харартистная специфические роли и молодость

Появился Талгат Нигматуллин 5 марта 1949 года в шахтерском городе Кызыл-Кия, одна из главных улиц которого с 2001 года носит его имя. Сведения о молодости Талгата возраженивы. На вопрос, где он обучился так замечательно и правильно владеть российским языком, он отвечал, что в юные годы специально написал от руки "мир и Войну».

Еще имеется легенда, что спортом Талгат занялся по окончании того, как над ним, не отличавшимся крепким телосложением, зло посмеялась понравившаяся ему женщина. Но истина ли все это?.. Кто увлекался история жизними кинозвезд, подметит, что «по законам жанра» у храбреца обязательно должно быть ненетрудное ребячество с каким-нибудь замечательным потрясением, геройский поступокнувшим его на бесповоротный ход к успеху.

Во ВГИК Нигматуллина приняли не сходу. По окончании первой невезухи Талгат не захотел уезжать из Москвы и поступил в Училище циркового и эстрадного мастерства, куда его забрали с радостью. Тогда он уже имел колоритной бесспорным талантом и наружностью.

Скоро его подметили на «Москинофильме», предложив во второй половине 60-ых годов XX века роль белого офицера в кинофильме «Баллада о комиссаре».

Алишер Хамдамов, режиссёр: Эта первая роль сыграла с ним злую шутку. Образ юного мерзавца в тёмных лакированных перчатках нанастолькоко удался Талгату, что в последствии за ним зафиксировалось образ артиста, играющего подлецов. А он всю жизнь мечтал о втором…

На пике славы

В первой половине 70-ых годов двадцатого века, окончив ВГИК, мастерскую Сергея Герасимова, Талгат Нигматуллин стал артистом киностудии «Узбеккинофильм», продолжая учебу на сстоимостьрном отделении Высших режиссерских направлений.

В то время восточные единоборства были милым видом спорта у молодежи. Интерес еще больше возрос по окончании того, как Комитет госбезопасности СССР совершило крупномасштабные акции против полулегальных секций каратистов, в среде которых распространялись философия и этика, отменные от "морального кодекса строителей коммунизма». Талгат Нигматуллин со своим институтским втором Николаем Еременко, сыгравшим в «Пиратах» ведущую роль, в первый раз в совдеповском кино, без помощи каскадеров показали на широком экране мастерство восточной борьбы, угодив всем тогдашним запросам публики.

Назым Аббасов, режиссёр: Необходимо припомнить, что это были за годы. У кинотеатров выстраивались очереди длиной в километр. В подвалах пятиэтажек тренировались уличные бойцы. А этажом выше на кухнях планировали любители литературы просматривать самиздатовские исходники в бледных «32-х» копиях.

Еще не было Интернета, и лишь начали являться в зажиточных семьях импортные видеомагнитофоны, на которых с вечера до утра прокручивали кассеты с «8 1/2» Феллини вперемежку с кинобоями Брюса Ли…

Это было и время общего увлечения тайными мироздания. Издания соревновались числом статей об экстрасенсах, целителях. НЛО и тибетских йогах. Но ширпотреб прессы не имел возможности насытить духовной жажды людей, неясно предчувствовавших наступление изменений.

Оказались искатели-одиночки. До тех пор пока восторженные поклонники "Пиратов XX столетия» штурмовали кассы кинотеатра "50 лет СССР» — «Полтинника», как его тогда именовали на Чиланзаре, на соседнем 8 районе завязывалась куда более утонченная и ожесточённая драма, скрытая от объективов кинокамер. В ее страшной развязке Талгату Нигматуллину была отведена основная в его жизни роль — невинной жертвы и мученика.

Катартал, восьмой район

Вячеслав Ахунов, живописец: Мы познакомились с Талгатом на 8 районе. Я жил в доме №2, а он — в доме №4. Мы были земляками, но в Ташкенте нас свел Сергей Питишин — необыкновенный человек, что нигде не трудился, собирал по всему Катарталу бутылки, но получал на вырученные деньги не портвейн, а книги, и мог часами просматривать наизусть запределную классику. Ему, рассудокеется, негде было жить.

По расписанию он ночевал то у Талгата, то у меня. Неспешно около нас сложилась компания единомышленников. Живописец Энгель Исхаков был увлечен волшебством тюркского шаманизма и подготавливался создать серию холстов «Мифы населений украины о Космосе». Ўочинитель Явдат Ильясов придумывал узнаваемый роман-дилогию «Башня безмолвия» и «Заклинатель змей» об Омаре Хайяме — оптимальные собственные произведения. Мы со скульптором Медатом Кагаро-вым интересовались суфизмом, но как светские люди, лишь в связи с творчеством.

А Талгат от занятий каратэ неизбежно перешел к философии дзен-буддизма.

У Нигматуллина была секция каратистов в соседнем профтехобучалище, где мы часто смотрели фильмы с участием Брюса Ли. Пробовали осознать, как этому фантастическому бойцу удается выполнять такие стремительные перемещения. Талгат нафинал додумался, что все это не более чем ловкая подделка: из лент вырезают промежуточные кадры. Тогда его интерес к каратэ мгновенно ослаб. Кроме того секцию он распустил.

Еще больше отдался мастерству. Ўочинял стихи и прозу ночи напролет.

Озода Ахунова: Нас часто в три часа утра имел возможность разбудить шумный стук в дверь.

Открываем, а на пороге стоит Талгат с горящими глазами. До полудня он просматривал нам собственные рассказы либо сстоимостьрии. Мы сносили это позжеу, что его воодушевление было заразительно искренним.

Вячеслав Ахунов: Но, открыто говоря, при всей любви к нему как к выдающемуся артисту и другу, тексты его разочаровывали. В них чувствовалась напряженность, надуманность. Он по большому счету не имел возможности расслабляться, всегда осуществлял контроль себя, был очень осмотрителен в словах, поступках и жестах.

Озода Ахунова: Но очень хорош, открыт и наивен. Деньги совсем не дорожил. Раздавал, не жалея, все, что у него появилось.

И руки не имел возможности ни на кого поднять, кроме того на муху. Не смотря на то, что так очень сильно бился на ринге и на экране.

Алишер Хамдамов: К постоянным поискам самовыражения Талгата толкала творческая неудовлетворенность на съемочной площадке. не забываю, на протяжении съемок фильма Али Хамраева «Седьмая пуля», для которого безработный в ту пору Рустам Хамдамов делал эскизы костюмов. Талгат ухватился с экстазом за один из его набросков и в точности по нему создал образ. Его завлекали психологизм, глубина.

Он хотел быть драматическим артистом, а не суперменом. Но ему предлагали однотипные роли.

Вячеслав Ахунов: Кумиром Талгата в кинематографе был Андрей Тарковский. Он вздрагивал, в то время, когда дети на улице, определив его, начинали кричать: «Смотрите! Индеец Джо!».

Я думаю, лишь дома, в кругу друзей, он имел возможность ощущать себя самим собой.

Не добрый гений

Вячеслав Ахунов: в один раз Талгат позвал меня на свою квартиру с восторженным предунекогданием: "Я желаю познакомить тебя со своим Преподавателем!..» Так я в первый раз заметил Абая. что, еле-еле поздоровавшись, сообщил: «Какая у тебя майка прекрасная. ». Тогда я уже был знаком с суфийскими ритуалами, и слышал, что данный жулик Абай словно бы бы изображает из себя шейха. Без ненужных слов снял майку и дал ему, позже джинсы, остался в одних плавках. Абай растерялся. В дальнейшем с глупыми испытаниями на «привязанность к материальному» не приставал…

Талгата с Абаем заинтересовал приятель моего отца Мавлянов — настоящий дервиш, живший в Оше около священной Сулейман-горы. Его кликали «Зеленка» за особое послушничество. В воинской шинели и кирзовых сапогах он ходил по рынку с лицом, измазанным бриллиантовой зеленью и с пузырьком в руке, звучно крича: «Зеленка (ислам) — лекарственное средство от всех заболеваний!» А позднее шел на откос горы и стриг ножницами траву, которой кормил собственного барана.

На протяжении отечественного визита к дервишу в первый раз показалась настоящая натура Абая. Сам он не рискнул кроме того подойти к Мавлянову близко, отправил Талгата. Подойдя с осмотрительной почтительностью, Талгат протащил подношение — купюру в 50 совдеповских рублей.

Но Мавлянов деньги не забрал, с неприязнью плюнул на изображение Ленина, забрал собственный мешок с травой и сбежал от нас.

Абай старался эксплуатировать Талгата когда имел возможность. Нагло жил за его счет, дерзко пользовался его знакомствами и славой. Нас часто приглашали влиятельные люди, хотевшие пообщаться со известным киноактёром. Талгату это совсем не нравилось. Он по большому счету не выпивал спиртного и не обожал застолий.

Но Абай не упускал ни одного шанса приблизиться к замечательным мира этого. Криминальную организацию, созданную им, совдеповские власти позднее назвали сектой, не смотря на то, что, по сути, она не была церковной. Легко Абай рвался к власти, применяя Талгата как «визитку». в один раз данный мерзавец трое дней просидел у меня на кухне, неумолчно говоря о том, что все мы должны завлекать для него приверженцев из творческой аристократии. Мы с женой не знали, как его выгнать. Позднее он отыскал себе покровителей в кругах тогдашнего Альянса сочинителей СССР.

Говорят, приложил кроме того руку к «раскрутке» известной Джу-ны Давлеташвили и везде показывал ее фотографию словно бы бы с дарственной надписью: «Преподавателю от ученицы». Он был ловкий трюкач. Как-то раз захотел получить посвящение от настоящих буддийских затворников, приехавших из Шри Ланки. Те, дабы избавиться от него, попросили принести «справку» о том, что не возражают мать с отцом… военкомат и паспортный стол.

И он им принес!.. Будучи сыном редактора областной газеты, сам с высшим образованием, он имел хорошо подвешенный язык и мог толковать на собственный лад различные философские теории. Не смотря на то, что часто болтал ерунду, забываясь в самолюбовании. «Поразмыслиешь, Чингиз Айтматов!..

Если бы я захотел, имел возможность бы придумывать намного лучше!» Я предлагал ему: «Желаешь, я научу тебя изображать? И ты прекратишь морочить людям голову и смертельно питать зависть к Талгату?» Абай, ни при каких обстоятельствах не терявшийся, отвечал мне серьёзным изречением древних даосов: «Небо — мой холст, а руки — кисти». В итоге ему удалось навербовать армию приверженцев в Москве, Ташкенте и Вильнюсе.

Многие кроме того ездили к нему в Ош либо отправляли «подаяния» — большие суммы денег…

Влюбленный дервиш

Кто реально был влюбленным дервишем — это Талгат Нигматуллин. Наивный, предрасположенный во всем видеть чудо, он имел возможность прощать каждые обиды а также обман, говоря: «Кто я таковой, дабы осуждать людей?» Снаружи всегда сдержанный, он жил весьма бурной, возбудимо насыщенной внутренней судьбой. Все его отношения с женщинами были настоящими драмами эмоций.

Первую собственную влюбленность, артистку Ирину Шевчук, он не забывал и навещал спустя много лет по окончании того, как они расстались. Для первой жены, певицы Ларисы Кандаловой, сам насочинял прекрасную песню. Но женщины не понимали его до конца. И не принимали таким, каким он был — стабильно ищущим, бесмирным.

Лишь Халида Хасанова, его вторая супруга, обожала Талгата так, что имела возможность выносить его непростой нрав. Јмная и мягкая восточная девушка помогала его во всем. Их сын Сайд Дашук (фамилия у него отчима, белороссийского режиссера Владимира Дашука) также стал известным артистом. Сравнительно не так давно он участвовал в роли Ихтиандра в кинофильме-ремейке Атанесяна «Человек-амфибия». Тяжело сообщить, отчего Талгат с Халидой расстались, снаружи это была совершенная пара, не смотря на то, что новым приятелям Талгата Халида не нравилась.

Абай думал, что Талгат через чур много внимания уделяет юный жене, а это мешает его «духовному росту»…

На съемках фильма «Перифериальный роман» казахского режиссера Убукеева Талгат Нигматуллин в первый раз заметил Венеру — собственную третью жену. Говорят, что он в один раз приехал за ней прямо на съемочную площадку на стареньком «Москвиче», взятом на прокат у друзей. Машина была завалена цветами. На ней Талгат практически силой увез Венеру в ЗАГС.

Романтическая история в духе биографий кинозвезд?..

Венера Нигматуллина была известна зрителям по фильмам «Волчья яма (1983), «Восточный коридор» (1990) и «Полет стрелы» (1991). На данный момент она — заметный участник кинематографии Казахстана.

Озода Ахунова: Рисковая женщина, отчаянная, не знавшая меры ни в чем. Возможно, Талгату и нужна была как раз такая?.. Жаль лишь, что и она не смогла его ухранить.

Мёртвая птица

Зимний период 1985 года Абай послался из Москвы в Вильнюс, дабы «навести порядок» в кругу местных мистиков, сравнительно не так давно обожествлявших его, но внезапно откосившихся на сторону утонченного интеллектуала Валентаса, что не хотел осознавать, отчего нужно уплачивать «дань»

какому-то демагогу. Перед отъездом Абай позвонил Талгату в Ташкент, требуя и его приезда «на разборки».

Вячеслав Ахунов: Талгат планировал уехать в Кишинев, где должен был завершить съемки в немалосерийном кинофильме «Сергей Лазо». Он очень сильно колебался, но все же отозвался на зов Абая, решив по пути заехать в Вильнюс. На проводах у меня дома я внезапно захотел подарить ему на память одну из собственных картин. Рука сама потащилась к холсту под наименованием «Мёртвая птица».

Сейчас, как я слышал, эта картина хранится в доме Венеры Нигматуллиной в Алма-ате, но… укутанная в мешковину и прочно обвязанная канатами. В тот вечер Талгат поглядел на нее и задал вопрос: «Ты хоронишь меня?..» Я растерялся, начал лопотать что-то наподобие: "Нет, не тебя. Это аллегория ожесточённой судьбе, которая портит в нас воодушевление…" Картина реально была написана под впечатлением ужасной смерти отечественного приятеля Явдата Ильясова, незадолго до этого утонувшего в озере. Если бы я тогда сам осознавал, что говорю!..

Казалось, будущее давала ему последний шанс. В ташкентском аэропорту Нигматуллин опоздал на собственный рейс. Но всесовместная влюбленность сослужила ему роковую работу.

Глава лайнера, определив, кто его опоздавший пассажир, приказал не отпускать трап и задержал вылет для известного артиста. И Талгат все-таки улетел.

Роковая развязка

На вильнюсскую станцию «скорой помощи» поступило сообщение о том, что на улице Ленина погиб человек. Прибывшие врачи нашли на теле Талгата Нигматуллина 119 ран. из них 22 — в области головы. Хозяйка квартиры заявила, что на их гостя напали хулиганы на улице. Следствие скоро арестовало всех уличников правонарушения, поскольку еще ночью соседи приводили к милиции, жалуясь на шум драки. Милицейскому наряду тогда ответили, что тут отмечают защиту диссертации.

В то время, когда милиция обследовала помещение, Талгата, уже избитого до беспамятства, прятали в ванной.

Вчера вечером в доме одного из «ослушников» Абай затеял драку, в которой лишь Талгат не принял участия а также пробовал разнять дерущихся, оберегая Валентаса. Позднее он ушел, а Абай с другими послался его искать. В то время, когда они снова встретились в доме на улице Ленина, «гуру» сруководил ученикам с порога: "Бейте предателя!"

…И тогда, и спустя много лет по окончании трагедии, люди, лично знавшие Талгата, терзались вопросом: как имело возможность обрестися, что чемпион по каратэ разрешил забить себя насмерть?..

Известно, что на протяжении следствия в личных вещах Нигматуллина нашли записку с цитатой индийского философа Джидду Кришнамурти: «Преподаватели бьют собственных учеников. Кроме того выбрасывают их из окон. Но необходимо не забывать: они не гневаются. Это только часть их сочувствия.

Так как если бы они гневались, все было бы утеряно… В то время, когда Преподаватель бьет ученика, тот принимает это с признательностью. С того времени, как Преподаватель изобьет ученика, тот делается главным учеником…»

Вячеслав Ахунов: Талгат через чур верил Абаю, выдававшему себя за Преподавателя, и в ту ночь не сопротивлялся зверскому избиению, думая, что все это должно обязательно закончиться. Его забудут обиду и полюбят еще больше. Но выяснилось не так.

Это было убийство. Абай всю жизнь питал зависть к Талгату, его популярности и таланту. Зависть разъела его изнутри и вырвалась наружу открытой неприязнью. И я не согласен с теми, кто утверждал, словно бы бы Талгат сам шел навстречу смерти либо хотел мучений. Нет, он только стремился к совершенству. Особенно больно, что незадолго до смерти он практически совсем отошел от мистики, ушел из секты, искал суть лишь в любви и творчестве.

Нечаянный возврат к прошлому погприкончил его жизнь. Но не омрачил ни славу, ни память о нем. Он был как блестящий метеор, сгоревший в огне добросердечных метаний и страстей, совсем самую малость не долетев до восхода солнца, до горизонта..

Талгат Нигматулин. Притча о смерти и жизни


Увлекательные записи:

Подобранные как раз для Вас, статьи:

  • Kэмерон Диаз

    Cameron Diaz Дата рождения: 30 августа, 1972 Место рождения: Сан-Диего, Калифорния, США Рост: 1.74 м Биография Kэмерон Диаз Kэмерон Диаз Появилась 30 августа 1972 в Калифорнии, США. Родители…

  • Джеймс Дин

    Биография Джеймс Дин ХОЛОДНЫМ ФЕВРАЛЬСКИМ ВЕЧЕРОМ в Киото, во второй половине 50-ых годов XX века, спустя около полутора лет по окончании смерти Дина, Трумэн Капоте брал интервью у Марлона Брандо для издания New Yorker….

  • Савелий Крамаров

    Биография Савелий Крамаров Савелий жил с мамой Басей (Бенедиктой) Соломоновной в коммуналке. Жили непросто, еле-еле выживали . Дабы не потерять работу, с супругом-политзаключенным…

  • Александр Пороховщиков

    Биография Александр Пороховщиков Александр Шалвович Пороховщиков был рожден 31 января 1939 года в Москве. Род Пороховщиковых покинул приметный след в русской истории. Прадед Александра…

  • Дастин Хоффман

    Биография Дастин Хоффман Джо Бак перифериал, приехавший в Нью-Йорк в надежде разбогатеть, оказывая сексуальные услуги пожилым богачкам. Но богачки что-то не спешат упасть в объятия…

Comments are closed.