Details

Added by on 2014-04-30

Рина Зеленая

Биография Рина Зеленая

«ОНА была похожа на мальчугана, что похож на девчонку» — так онравизовала молодую Рину Зеленую сочинительница Вера Инбер.

Она и взаправду не казалась женщиной-вамп: маленькая, с фигурой, далеко не совершенной. В то время, когда она входила в помещение, ее не подмечали. Не подмечали, пока она не открывала рта.

Но стоило ей заговорить — и никто уже не сводил с нее глаз, все видели броскую красавицу, обворообитательную, умную, покоряющую. Это подтверждают и записи в ее мелком, размером со спичечный коробок, альбомчике:

Устрой всемиролюбивые смотрины

И созови целый женский пол,

Но я уверен: лучше Рины

Ты никого бы не отыскал.

С. Маршак. 1944 г.

Данный альбомчик в кожаном футляре с инкрустацией из слоновой кости, с золотым обрезом был подарен ей на именины в 36-м году. Первая же запись — конечно, в стихах — была посвящена ее проигрышу в большой теннисе. В те годы спорт в артистическом мире не был так популярен, как на данный момент.

И в то время, когда Рина Зеленая оказалась в театре с коньками либо ракеткой, ее сотрудники были весьма изумлены. А она всю жизнь была весьма спортивной: теннис, коньки, бильярд, гребля…

А вот еще один пример из альбома:

…И академик, и храбрец,

И мореплаватель, и пилот,

И музыкант, и переводчик —

Поклонников твоих тут рой…

Какая смесь лиц и одежд,

Племен, наречий, состояний!

Из хат, из келий, из темниц

Сошлися все тут для признанья:

Пора стать Риночке Зеленой

Наблизкий, а не заслуженной.

В. Качалов

В то время, когда ее задавали вопросы, получила ли она звание наблизкий СССР, она отвечала: в случае если и дадут, то за сорок пять мин. до смерти. Самое немыслимое: она практически отгадала. 1 апреля 1991 года, именно в то время, когда ее не стало, родственникам передали, что ей присвоено это звание.

Зеленая — это фамилия

ПОЯВИЛАСЬ Рина (в действительности — Катерина) в Ташкенте, в семействе несущественного государственного служащего Василия Зеленого (как видите, Зеленая — это не псевдоним, а настоящая фамилия пнечастов). По-мальчишечьи лазала по деревьям и, умостившись на толстой ветке, просматривала собственную любимую Лидию Чарскую. Обучалась хорошо, в основном, дабы не огорчать своих родителей, каковые переживали из-за брата старших и неуспехов сестры.

А позднее отца перевели в девчонку и Москву отдали в гимназию фон Дервис, в Гороховском переулке. Ей было практически двенадцать, в то время, когда началась Первая мировая. ўак как немцы стали соперниками, гимназистки демонсрасходовавно прекратили обучать германский язык, и, само собой разумеется, «мадмуазель Зеленая» в их числе. Но уроки рукоделия она бойкотировала в одиночку. До тех пор пока девчонки шили, Рина, ко общему удовольствию, просматривала им вслух.

Потому так и не выобучалась кроме того пуговицы пришивать, всю жизнь это делал за нее кто-нибудь. Кроме того на фронте.

Начинала она на протяжении штатской, в поле: выструхнула со своей театральной школой перед красноармейцами, где-то под Царицыном. Школа эта была при Свободном театре, и студийцев производили на сцену в массовках. Ей нравились артистские суеверия и обычаи, наподобие того, что, в случае если обронил текст роли, необходимо сесть на него, прямо на пол.

Нравились артисты, каковые с ними занимались. Ветхий артист Карпов часто повторял: «Артист ни при каких обстоятельствах не должен хлопотать мордой». И еще: «В случае если вас убивают в четвертом акте, запрещено уже в первом вылезать с убитым видом».

А убивали тогда не только на арене, но и на фронте, а также на улице: шла штатская война. Артисты-педагоги довольно часто приезжали в театр прямо с выступлений в воинских частях либо на фабриках, с «платами» в руках (полбуханки тёмного либо березовое полено). Отца перевели из Москвы в Одессу, и семья приехала к нему.

У него к тому времени уже была вторая женщина, так что приехали напрасно. Отец со своей новой женой уехал дальше, а Рина с сестрой и мамой остались в прохладной, безлюдной комнате с обнажёнными стенками. Дабы перед сном согреться, мало было укрыться всей имевшейся одеждой. Рина выскакивала из студеный постели и танцевала с веером тёплый «испанский танец» — всем становилось весело, и они засыпали…

Конфрерия Рыцарей Ожестко Театра

ВЕСНОЙ узналось, что в Одессе имеется отличная компания и море театралов-любителей, открывших в подвале театрик «КРОТ» (что расшифровывалось как «Конфрерия Рыцарей Ожестко Театра»). Это были юные, грамотные люди. Они сами придумывали либо переводили пьесы, танцевали и пели, сами шили костюмы. Бедность принуждала хитроумнить.

Артиста задавали вопросы: «Вы спиной к залу поворачиваетесь?» В случае если нет, костюм делался лишь «с лица», а сзади затягивался веревкой либо куском бязи. Режиссером был Виктор Типот, по образованию — химик. Какие конкретно люди входили в худсовет!

Вера Инбер, архитектор Евгений Левинсон, будущий академик, создатель целой школы электрохимии Александр Фрумкин… Вера Инбер сочинила себе и Рине Зеленой диалог двух кукол — французской российской Матрёшки и куклы Мариетты. В финале шли куплеты:

Я — Мариетта, родом из Прованса,

Обожаю поэта Анатоля Франса.

А «Матрешка» в ответ:

А у нас имеется собственный поэт Ўтоличний —

Владимир Владимирович Маяковский.

(Тогда «Матрешка» еще не была знакома с Маяковским. Это позднее они подружатся и будут совместно играть на бильярде.)

Пьесы «КРОТа» имели громадной успех, не хватало, истина, авторов. Катаев и Олеша уже уехали, а Жванецкий еще не успел показаться на свет. А в Москве, по слухам, театральная судьба бурлила, и Зеленая постановилась на отчаянный ход — уехала в столицу.

«Нерыдай»

ТЕАТР себе она отыскала со необыкновенным наименованием «Нерыдай». Отыскала невзначай (не смотря на то, что за любой невзначайстью прослеживается закономерность), проходя по Каретному Последовательности. Это было ночное кабаре с отменным поваром (артистам сохранял надежду бесплатный ужин!). В то время, когда по окончании выступления Зеленая вылезала во дворик отдышаться, повар негромко сказал ей: «Ну, дорогая, сейчас я угощу вас ужином!

Пальчики оближете! Обратите особое внимание — пирожки с нутром телка».

Зеленая пела в том месте песенки на тексты Веры Инбер и Николая Эрдмана. Музыку к ним придумывали Матвей Блантер, Юрий Милютин. Зал был тесный, в русском стиле. Громадная директорская ложа в виде русском печи, отгороженные перегородками ложи завечнотаев. Свободных мест не было, не смотря на то, что стоимости были высокие.

Между столами бегали половые в штанах и сорочках. Один громадный стол, с лавками вместо стульев, выделялся особенно. За ним сидели артисты, сочинители, живописцы.

И меню было для них особое — недорогое, но также вкусное. Ко мне забегали артисты из всех столичних театров, пересказывали театральные сплетни, просматривали стихи.

Придумал и создал «Нерыдай» комик петроградской оперетты А. Кошевский, скоро смекнувший, что нужно зрителю. Его «правой рукой» был Георгий Тусузов, он вел конферанс совместно с Марком Местечкиным. Трудились Игорь и тут Ильинский, и Михаил Гаркави. Кошевский сопротивлялся, но против этих хороших артистов не устоял, и программа стала другой: не для ресторанных визитёров, а для тех, кто пришел для артистов.

Довольно часто приходили ужинать Асеев, Крученых, Мариенгоф, Ардов, из Петризгородь приезжали Козинцев, Трауберг, Кулешов. Представления начинались в полночь, в то время, когда освобождались по окончании пьес артисты, и заканчивались часа в четыре утра.

Воздух в театре была особенная, располагающая к игре, к сочинительству. Кто-то придумал ввести в программу жанр «эпитафии». Вот пример одной из них:

Постой, прохожий, и осознай,

И учредительно прочувствуй:

Кошевский тут полег костьми

За это самое мастерство.

Он погиб, проронив слова:

«Я сделал все-таки большое количество…»

Неспроста целая Ўтолица

Над этим гробом «нерыдала».

Не забывая о собственных другах по одесскому «КРОТу», Рина Зеленая сделала все, дабы Типот с женой перехватались в Москву, и устроила их в «Нерыдай». В то время, когда Типот поссорился с Кошевским, она приняла сторону Типота и ушла из театра. Куда — сама не знала. Выяснилось — в Питер, в «Балаганчик». Трудились много, ездили на гастроли, а денег артистам практически не уплачивали.

Директор сказал, что дает своим артистам возможность дышать свежим морским ветром, — что ж, им этого мало?! На протяжении безденежья Рина ходила кушать к собственной подружке по «Балаганчику», которая жила совместно с семьей. У самой Рины родных в городе не было, а был лишь пустой недорогой номер в «Англетере».

В случае если же заводились деньги, она спускалась кушать в ресторан гостиницы. Но это днем — вечером в том месте было все нанемало дороже. Визитёры — богато бриллиантовые дамы и «одетые» джентльмены в мехах. Это про них Зеленая пела в «Балаганчике» частушки:

Как возвратилась я из бани,

Приставать я стала к Ване:

«Окати да окати

Л.Ориганом де Коти».

Костюм придумала себе сама: сарафан с нижними юбками и кринолином, кофта с пышным рукавом.

По окончании одного из концертов Зеленая познакомилась с Есениным. На протяжении осуществления номера Рины Зеленой и Леонида Утесова в зале началась перепалка а также потасовка. Детальностей Рина не видела, слышала лишь перебранку. Выяснилось, какие-то люди начали оскорблять Есенина. Он начал отругиваться, кто-то из публики вступился — и дошло до драки.

Назавтра Есенин постучал в номер Зеленой в «Англетере». Он пришел проститься за вчерашний скандал. Она заявила, что не серчает, и позднее всю жизнь жалела, что ее единственный разговор с поэтом «был ни о чем и ни за чем».

Она еще трудилась в «Балаганчике», а ее уже пригласили в Москву, в лишь создающийся Театр сатиры. Отправилась с весельею. В труппе — пожилой партнер Тусузов, в том месте же, режиссером, Типот. Программы тех лет были сатирическим обозрением. Первый спектакль — «Ўтолица с позиций» — сюжет о приезжающей в столицу семье перифериалов, ее знакомстве с городом, с учреждениями и людьми, ее похождениях. В одной из сцен семья эта попадала в близко заселенную квартиру.

Раскрывались створки большого платяного шкафа. В том месте выпивала чай с поцелуями юная супружеская пара. В одном из коробок студент зубрил учебник и т. п… «Ўтолица с позиций» и «Мишка, крути!» (пародия на темы кино) имели сногсшибательный успех.

«Господи, помоги удачно начати Театр при Доме печати»

ДВАДЦАТЫЕ-ТРИДЦАТЫЕ годы — время, в то время, когда большое начиналось. И театры появлялись во всех местах, где лишь возможно было поставить подиум и стулья. сочинители и Газетчики-сатирики постановили создать собственный театр при Доме печати. Недлинные сценки, пародии, скетчи, обозрения — то, от чего уже отошел Театр сатиры, начавший ставить громадные кинокомедии.

Конечно же, Зеленую позвали в новый театр. В первой же программе (она и в афише именовалась «Программа № 1»), где для нее не нашлось номера, она придумала его сама. Вылезала, одевшись беспризорником, пела песенку, цыкала слюной через всю сцену, как делают уличные мальчишки, и уходила.

Тут же приходилось возвращаться и выполнять «на бис».

в один раз в Доме печати Маяковский просматривал только что написанную «Баню». На арене находились стул и стол. На столе — стакан и графин.

Перед тем как приступить чтение, поэт дотянулся из кармана чистейший платок, протер стакан и поглядел через стекло на свет. Женский голос из зала: «Носовым платком — чище не будет!» позвал ненеторопливый отклик Маяковского: «Смотря чьим». Позднее он прочел всю пьесу.

Зеленая и ее партнеры по театру, рассудокеется, сидели в зале. В репертуаре их театра не было произведений Маяковского, но было о нем:

Тротуар дрожит столичний,

гром и Шум около идет.

То проходит Маяковский,

Себе монумент несет.

Выполняя куплет, артисты смотрели на сидящего в зале Владимира Владимировича. Он радовался… Но в один раз Тенин спел это именно в тот момент, в то время, когда пришла весть о смерти поэта. Выйдя за кулисы, артисты определили о суициде и были раздавлены. Рина Зеленая записала в собственном ежедневнике: «Как словно бы из судьбы человечества оторвали силой что-то огромное, очень значительное, значительное для всех: и для друзей, и для соперников»…

Не было бы счастья…

НА ОДНОМ из концертов в клубе случилась осечка: аккомпаниатор, с которым должна была выступать Зеленая, не приехал. Что тут делать? Какие конкретно смогут быть песни без рояля?!

Администратор, еле живой от кошмара, умолил артистку «осуществить что-нибудь». Она вышла на сцену и нерешительным ребяческим голосом прочла «Мойдодыр» Чуковского.

Так во второй половине 20-ых годов XX века появилось ее новое образ, породнившее ее с миллионами слушателей и зрителей. И новый жанр: «Риназеленая». Как раз так, в одно слово, придумывали ей письма малюткаи. Собственных детей у нее не было, но были племянники, были сыновья ее супруга от первого брака, а позднее и внуки.

Да и по большому счету мир полон детьми — лишь следий. И она записывала все, что получалось подслушать и что присылали в письмах мать с отцом, а иногда и истории самих детей.

* * *

Отец говорит дочке:

— Не бегай все время к соседям. Ты им, возможно, нужноела.

— Ну что ты, отец! Я пришла к ним, а они сами мне сообщили: «Ну вот, лишь тебя еще тут не хватало!»

* * *

®ный отец везет в коляске двух близнецов. К нему подходит четырехлетняя девчонка, заглядывает в коляску и говорит:

— Дядя, для чего вы положили ваших детей в одну коляску? Разве вы не видите, что они мешают друг другу рыдать?

* * *

Папанин поведал Зеленой про одно послание, купленное им из глухой уральской деревни.

Вся семья считала, что же отправить в качестве подарка отсущественному Папанину? Пятилетняя девчонка сообщила:

— В случае если нам нечего отправить ему в качестве подарка, отправим ему меня.

Рина Зеленая мога обнаруживаеть с детьми верный тон. Не задавала вопросы, как все взвысокие, сколько им лет и как их кличут. Говорила — кроме того с малюткаами — так уваобитательно, что они ощущали неподдельный интерес к их делам. «Ты продолжительно разламывал эту машину?» — задала вопрос она мальчугана с остатками автомобиля. «Продолжительно, — ответил он, — два дня».

Ее авторами стали Агния Барто, Сергей Михалков, Самуил Маршак. Многие тексты себе она придумывала сама. Совместно с А. Барто насочиняла сстоимостьрий известного фильма «целый» сборник и Подкидыш пьес для учебной самоучастникности. «Подкидыш» первенствовал их попыткой придумывать для кино, потому они: а) ничего не опасались, б) не знали, что сначала нужно заключить сделку.

Но сстоимостьрий был принят а также без единой поправки (эпизод необыкновенный!). На съемках «Подкидыша» Рина Зеленая познакомилась с Раневской. Кое-какие сцены фильма снимались прямо на улице Неприятного, и масса людей стабильно окружала съемочную группу. Через много лет Фаина Георгиевна припоминала об этом: «У меня лично было такое чувство, что я моюсь в бане и в том направлении пришла экскурсия работников из Университет гигиены труда и профзахвораваний».

Слова «Муля, не нервируй меня», придуманные Риной Зеленой, стали мучением Раневской на всегда: где бы она ни показалась, мальчишки орали ей «Мулю», а также Брежнев, вручая орден, сообщил ей: «Муля, не нервируй меня».

С того фильма Зеленая с Раневской подружились. Трудились в соседних театрах, а один сезон кроме того в одном — в Сатире. В вопросах житейских Рина Васильевна пробовала забрать боссство, поскольку Фаина Георгиевна была еще хуже.

Имела возможность год проходить в одном пиджаке, причем супругском, в клетку. Вообще-то, обе были хороши и нуждались в опеке и заботе.

«Твой ангел звонил»

ПО СЧАСТЬЮ, Зеленая встретила Ўупругчину собственной жизни, вышла засупруг и прожила с ним много лет, до самой его смерти. Частушка, которую она выполняла на арене, потеряла актуальность:

В «Балаганчике» пою,

Дело не умненое…

Никто засупруг не берет,

Говорят, Зеленая!

Вообще-то засупругом она к тому моменту уже посетила: восемнадцатилетней девушкой выскочила за изрядного супругчину много старше себя, юриста Владимира Блюмельфельда. Брак их был недолгим, она его и не припоминала. Слово «муж» для нее было связано лишь с одним человеком: архитектором Константином Топуридзе, автором фонтана «Дружба народов» на ВДНХ и других хороших проектов. Он был широчайше грамотным человеком, всегда был увлечен какими-то мысльми, занят работой. Она также много выструхнула, гастролировала, так что пересекались они не так уж много.

Харартист у супруга был нелегкий, и она довольно часто на него обижалась. Тогда он доходил к ней со словами: «Хорошо, я тебя прощаю», — и в семействе снова царил мир. Она именовала супруга «мой ангел». Домработница так и сказала ей: «Твой ангел звонил. У него поздно будет заседание.

Дабы ты никуда не уходила».

Иногда, дабы повидать супруга, она приходила к нему в архитектурную мастерскую. В то время, когда его не стало, она записала в ежедневнике: «Всю собственную сознательную судьбу я прожила с человеком глубоко ученым, не говоря о таланте. Мне ни при каких обстоятельствах не нужен был ни один словарь.

А сейчас, дабы разъяснить что-то для себя, я обязана задать вопрос восемь человек».

Ежедневник она вела всегда. Записывала действия личной судьбе, заседания в сатирическом клубе «Чудак», на каковые ее приглашали, путешествия, гастрольные поездки на юг и на Конечный Север, целину, фронт… Позднее она издала собственные ежедневники под наименованием «Разрозненные страницы». Просматривать их весьма занятно.

Литературный дар у нее, несомненно, был. Но основное — был радостный, живой взор на проходящее. Она не уставала делать открытия, изумляться, притягивать людей. В то время, когда ей в один раз внесли предложение слетать в составе группы из 13 артистов на Северный полюс, бесужасно дала согласие. Получила полярное обмундирование (меховые рукавицы, доху, унты и второе), села в Тушине на самолет и понеслась.

Нарьян-Мар. Амдерма. Каменный мыс — Обская губа. Город Игарка — лесозавод, мерзлотная станция. Остров Диксон. Колымские Кресты.

Малюсенький поселок Хатанга, где в первый раз заметила белого медведя. Бухта Тикси. Везде концерты, запланированные и нет.

В бухте Провидения артисты выструхнули перед группой геологов и были потрясены: зрители шли к ним пехом 40 километров в том направлении и 40 обратно. В бухте Угольной до шахтерского поселка гостей волокли трактором: прицепили огромное металлическое корыто на полозьях-бревнах, насыпали, как горох, мешки с почтой, людей, чемоданы. Арфу весерди на тюфяках, на руках.

На перелете из Анадыря к мысу Шмидта темп полета внезапно стал неровным, моторы завыли. Выяснилось — обледенение двигателя, винты заклинило, но до аэровокзала дотащили. И вот — ура! — дали разрешение лететь на Северный полюс, на дрейфующую станцию. От Тикси до полюса летели больше 6 часов…

Чувства от того, что последняя цель путешествия добилсянута, захлестнули всех, кроме того арфу — на ней лопнули все струны. какое количество впечатлений занесено Зеленой в ежедневник! Как любовно схвачены подробности: «Без ружья по лагерю ходить запрещено.

На льдину всегда может прийти медведь. Они не обожают продолжительно плавать в прохладной воде — бродят по льдинам… В то время, когда медведь охотится, он закрывает собственный тёмный шнобель лапой, дабы на снегу его не было видно совсем, а в то время, когда он ловит нерпу, то ложится, обнимает лунку кольцом собственных лап и сходу душит животное в объятиях, еле-еле оно высунет голову из воды»…

Много, много сюрпризов подкинула ей будущее. Основное — она мога их ловить. В то время, когда началась война, она была с театром на гастролях по Альянсу. Театр пробовал возвратиться в Москву, но это было нельзя.

А Рина Зеленая просилась на фронт, в концертную бригаду. Это было возможно, и она получила собственную долю армейских дорог, потерь и бомбёжек. Но припоминать обожала весёлое.

К примеру, о поездке в Тулу. Ехали на автомобилях. Началась бомбежка, шофер приказал выбираться из автомобиля и спешить куда угодно. Ўовместно с двумя артистками она забежала в какой-то подъезд. Находились, прижавшись друг к другу, в сумрачноте.

Послышался омерзительный вой падающей бомбы. Женщины остановились, ожидая взрыва… Но взрыва не было. Тусклый свет из окиска озарил что-то необыкновенное.

Выяснилось: котята. Малые белые котята ползали у их ног. Взрывчатка так и не взорвалась, было весьма плохо, и лишь наличие котят вносило в данный эпизод домашнюю милую ноту…

Возможно, много лет спустя озвучивая котенка в мультике, Рина Зеленая припоминала эти белые комочки под ногами. Ей приходилось сказать в кино каждыми голосами — голосом слоненка, гусеницы а также… карандаша. Снимали ее до неприятного мало. По окончании «Похождений Буратино» она шутила: «Вот я уже и черепахой была. Вижу — людской роли не дождаться, вот я и дала согласие».

И все же как здорово, что эти ленты остались. Остались записи ее голоса. Остались ее истории «для взвысоких про детей».

А также стихи, сочиненные ею совместно с детьми.

Нечеловеческие роли. Рина Зеленая


Занимательные записи:

Подобранные как раз для Вас, статьи:

  • Дмитрий Назаров

    Дата рождения: 4 июля, 1957 Место рождения: Москва, СССР (Российская Федерация) Рост: 1.96 м Биография Дмитрий Назаров — ВАЛЕРИЙ ТОДОРОВСКИЙ как-то сообщил о вас: «Жаль, что один из больших актеров страны…

  • Остин Грин

    Биография Остин Грин Данный сексуальный телевизионный плейбой неравнодушен к женщинам, обожает хип-хоп и обожает подолгу лежать в тёплой ванне…. ИНТЕРВЬЮ CHARMIAN CARL При подходе к дому Брайена…

  • Виталий Соломин

    Биография Виталий Соломин Одно из ослепительных воспоминаний детства — окна в отечественном доме. Между двойными рамами закладывали вату, украшенную осколками елочных игрушек. Окна не по-сибирски…

  • Юрий Богатырев

    Биография Юрий Богатырев Настоящего Ўостоятельнырева не склеишь, как ни старайся, из обаятельного Егора Шилова из Собственный среди чужих, посторонний среди собственных , привлекательного мерзавца Ромашки…

  • Татьяна Васильева

    Дата рождения: 28 февраля, 1947 Место рождения: Ленинград, СССР (Петербург, Российская Федерация) Домашнее положение: Георгий Мартиросьян (развод), один ребенок, Анатолий Васильев (развод), один…

Comments are closed.