Details

Added by on 2013-08-13

Евдокия Турчанинова

Биография Евдокия Турчанинова

14 марта исполняется 135 лет со дня рождения великой русском артистки Евдокии Дмитриевны Турчаниновой (1870-1963). Небольшой театр всегда славился собственными артистами, среди которых особое место занимали пожилые мастера сцены. В середине прошлого столетия в театре трудились три великие старая женщина: Александра Александровна Яблочкина, Варвара Евдокия и Николаевна Рыжова Дмитриевна Турчанинова.

Все три – плоть от плоти Малого театра и верные ученицы собственных очень способных педагогов Александра Николаевны Павловича и Гликерии Федотовой Ленского.

От собственного учителя дочка капельдинера Дуня Турчанинова переняла основное – трепетное отношение к звучащему со сцены слову. Как раз через него оптимальные мастера Малого театра отдавали сущность изображаемого персонажа. "В Малом театре был собственный "тон", – придумывал артист Ф.Н. Каверин. – Это не легко совместная тональность сдорожической речи.

Данный тон, которым так дорожили, что несли от щепкинских "Ревизора и "Горя от ума&семь дней;, был существом и театральной постановки, и театрального воспитания, и национального значения театра. Это было сдорожическое мирочувство, его ликующая мажорность, при которой сообщить фразу легко, как в жизни, означало бы сообщить неправду, сфиктивнить". Мастерски владеть таким образом и речевым аппаратом быть в состоянии поддержать данный "тон" юные артисты получали не сходу.

Об этом сама Евдокия Дмитриевна Турчанинова повествовала так: "Красоту мелодии речи я определила от Федотовой и Медведевой… Пленившись данной легкотой, я начала подражать ей, не учитывая, что легкота – это огромное мастерство, добилсяаемое усердным трудом. Я начала лопотать, что именуется, "спустя рукава", радуясь, что говорю так "жизненно", и не думая о том, что говорю для зрителя в огромном зале театра, а не для себя. За эту пошлую фиктивную "легкоту", за непонимание я получила нагоняй от Ленского".

Однако, услышь Александр Павлович собственную ученицу лет через 20-30, краснеть ему бы не было нужно. С годами Турчанинова не легко овладела в совершенстве этим мастерством, но стала, как говорили в театре, энциклопедией русского слова.

Турчаниновой не всегда приходилось играться лишь в высокохудожественных пьесах; особенно несчастливо дело с этим обстояло в дореволюционные годы. Как отмечала младшая сотрудник Турчаниновой Елена Николаевна Гоголева, положение артистки в театре осложнялось тем положением, что в свое время "из двух премьеров на смелые роли – Горева и Южина – она выбирала Горева. Не обращая внимания на щекотливость и всю воспитанность Южина (Руководившего в те годы Малым театром. – К.Ц.), в его отношении к Турчаниновой был морозок".

Принося Евдокии Дмитриевне собственные поздравления по случаю 35-летия ее сдорожической участникности в 1926 г., А.И. Южин сам рассказал о отсутствии внимания к ней как к творческой личности, сообщив: "Вот перед кем я виноват, так это перед вами".

"старая женщина" Евдокия Дмитриевна стала существенно раньше того времени, как подошла к подобающему возрасту – еще в обучалище. Успех ее в возрастных ролях был нанастолькоко значительным, что подобающее образ приклеилось к ней намертво и продолжительное время Турчанинова игралась и молодых девушек, и старая женщина. Самое значительное место в ее репертуаре непременно закономерно заняли роли в пьесах Островского.

Во многих пьесах ("Трудовой хлеб", Гроза", "Собственные люди – сочтемся" и т.д.) Турчанинова сыграла в различное время по три роли, в кинокомедии "Истина – хорошо, а счастье лучше" – все четыре женские амплуа, а в "Воеводе" – все пять. Всего же репертуарный перечень Турчаниновой включает 373 роли.

Об артистских военных бригадах написано весьма много. Хочется только освежить память, что в 1942 г. одну из бригад в возрасте 72-х лет возглавила Евдокия Дмитриевна Турчанинова. "Среди артистов бригады, – пишет в собственной книге артистка Малого театра Елена Митрофановна Шатрова, – самый значительный успех имела Турчанинова. Юные бойцы видели в ней бабку, седоусые генералы мать. И для всех она была частицей дома, семьи.

Турчанинова просматривала в концертах монолог матери из пьесы В.Гусева "Слава"… Только лишь на импровизированной фронтовой арене оказалась Турчанинова-Мотылькова, воцарялась тишина. Глаза бойцов наблюдали на нее с таковой сыновней влюбленностью, что не ответить им настоящим материнским словом было нельзя. И Турчанинова отвечала. "Сыны мои…" – начинала она мало дрожащим голосом, протягивая к бойцам огрубевшие на осеннем ветру руки… По окончании концерта к Турчаниновой доходили офицеры, девчонки-бойцы и лейтенанты, обнимали ее, именовали "матьшей"…

Иные рыдали. рыдала и она".

Война не помешала Турчаниновой сыграть одну из собственных оптимальных кинокомедийных ролей в постановке по пьесе Бернарда Шоу "Пигмалион". В 1957 г. он был экранизирован, и возможность одорожить Евдокию Дмитриевну – госпожа Хиггинс была сохранена для следующих поколений любителей театра.

Призыв Сталина снимать по 5-6 художественных кинофильмов в год покинул без работы много кинематографистов, каковые повозвратились лицом к театру и стали снимать на пленку пьесы ведущих столичних театров. Как раз именно поэтому событию мы и сейчас можем видеть Турчанинову в роли княгини Тугоуховской ("Горе от ума", 1952), Глафиры Климовны Глумовой ("На всякого умнеца достаточно легкоты", 1952), Мавры Тарасовны Барабошевой ("Истина – хорошо, а счастье лучше", 1951), Богаевской ("Варвары", 1953). В 1956 г. Е.Д.

Турчанинова снялась в телевизионном спектакле "В чужом пиру похмелье" по пьесе А.Н.Островского. Запечатлена на кинопленке и роль госпожи Гранде ("Евгения Гранде", 1960).

За два года до 90-летия Евдокия Дмитриевна делилась собственными творческими мечтами: "Я весьма хотела бы сыграть роль Татьяны Марковны Бережковой в инсдорожировке романа Гончарова "Обрыв" и бабки в инсдорожировке повести Достоевского "Игрок"… Я ожидаю кроме этого от отечественных драматургов пьесу с полнодорогим образом совдеповской матери либо бабки". Этим замыслам не было суждено сбыться: "Обрыв" в Малом театре отправился только через 3 десятилетия, "Игрока" не ставили по большому счету, подкачали и совдеповские драматурги.

Небольшой театр для людей, сходных Турчаниновой, был домом, в котором они жили, радости и чьи беды осознавали как собственные собственные. ўолько внимательное отношение Турчаниновой к молодежи, подготовленность оказать помощь и нравственно и материально делала ее авторитет недосягаемым. Припоминает Елена Николаевна Гоголева: "Я строила дачу. Нужны были деньги. К кому обратиться с просьбой о помощи? Само собой разумеется, к Евдокии Дмитриевне. "Евдокия Дмитриевна, имеете возможность мне одолжить нужную сумму?" – "Приходите на следующий день". – "Но я не знаю, в то время, когда смогу вам вернуть". – "Дадите, в то время, когда покажется возможность". Она ходила смотреть молодых осуществителей по многу раз, прямо и нелицеприятно, пристально и умно разбирала и одороживала их работу.

Она превосходно осознавала людей. Все, кто влюблялся либо разводился, шли рыдаться к Евдокии Дмитриевне и отыскивали у нее понимание и умный совет".

К счастью, на данный момент еще возможно встретить людей, знавших Турчанинову лично а также трудившихся с ней на арене. Среди них артистка Малого театра, заслуженый артистка России Татьяна Александровна Еремеева. С Турчаниновой она игралась в трех театральной постановких – "овцы и Волки" Островского, "Пигмалион" и "Ярмарка тщеславия" Теккерея, над постановкой последней Еремеева трудилась совместно со своим супругом – Игорем Ильинским. Ўовместно они сделали из огронемало романа пьесу, а вдальнейшем Татьяна Александровна помогала вводить Евдокию Дмитриевну на роль мисс Кроули, которую до этого игралась Яблочкина.

Татьяна Александровна любезно дала согласие встретиться и поразговаривать о собственной великой партнерше. "В то время, когда я пришла в театр, она была уже весьма пожилая. В Малом театре я с 1944 г., так что на данный момент я старше, чем она тогда была. Евдокия Дмитриевна была весьма приветлива и благопредрасположенна к молодым артистам. Ей была свойственна немыслимая скромность: старалась везде проходить неприметно, редко выструхнула ни на каких собраниях, не смотря на то, что являлась членом худсовета Малого театра. Была сосредоточена в самой себе.

Само собой разумеется, она помешанно обожала театр и шла в том направлении всегда нарядно одетой, в шляпке. Была поразительно преданна собственному делу: никто ее ни при каких обстоятельствах не заменял, ни при каких обстоятельствах не жаловалась, что она больна.

Роль Мурзавецкой ("овцы и Волки" Островского) тогда игрались три артистки: Пашенная, Яблочкина и Евдокия Дмитриевна. Из всех трех Мурзавецких самая верная, самая умная, самая сосредоточенная на своем деле, самая прикрытая и необщительная была Мурзавецкая Турчаниновой. В 1958 г. мы ездили на гастроли в Румынию и Болгарию.

В Болгарии Турчанинову совместно со всей группой артистов позвали в какое-то село. И она отправилась! Ее вели под руки, она шла по дорожке и весьма быстро всем интересовалась и допытывала обо всем. В второй раз, в Бухаресте, на улице нас остановил один человек и говорит: "Я врач, день назад смотрел ваш спектакль "овцы и Волки".

Больше всех мне понравилась Турчанинова!". "Отчего именно она?" – "Позжеу что она ни на чем не настаивает, она дает зрителю дофантазировать". Эти моменты я с весельею припоминаю.

Евдокия Дмитриевна была ко мне внимательна, приветствовала меня, в то время, когда я вошла в спектакль "Горе от ума" и начала играть Наталью Дмитриевну Горич. Она смотрела и кивала головой: дескать, все правильно. поправок и Никаких советов она мне не делала.

Но в один раз сообщила: "Как Вы замечательно одеты, Вам нужно сделать портрет в этом туалете".

в один раз она захотела приехать на дачу к Игорю Владимировичу, хотела погулять на природе. Он тогда ее привез на машине. К Ильинскому она весьма хорошо относилась, уваобитательно, кроме того подарила ему собственную фотографию, громадную такую, наклеенную на паспарту. Евдокия Дмитриевна была весьма одиноким человеком.

Были, само собой разумеется, у нее какие-то посильники. Но я думаю, как же непросто ей было! Жила она наоборот кинотеатра "Российская Федерация", в строении ВТО, которое сгорело. И что поразительно, в Евдокиин сутки, в сутки ее именин – 14 марта, каждый год, сколько я не забываю, у нее был сутки открытых дверей.

Заходи, кто желаешь, с Yтра и до позднего вечера. Я всегда стеснялась, но в один раз постановилась придти. Тогда все было легко, все приходили без цветов, без какого-либо подношения – не так, как на данный момент. Евдокия Дмитриевна всех встречала в дверях, провожала в столовую, приглашала занять вольное место. В комнате стоял громадны накрытый стол с угощениями и везде люди.

Я пришла к ней часа в два дня, она меня встретила: "Танечка, благодарю, что пришли!". Я была потрясена: за столом, на втором финише сидела дочь Марии Николаевны Ермоловой. Я села ближе к нашим – Велехову, Цыганкову. Народу было весьма много: критики, директора театров – важные люди.

Кто-то поднимался и уходил, кто-то приходил. Я думаю, какое же у Евдокии Дмитриевны было желание сделать добро! Так как ей и сказать-то ни к кем много не приходилось: так, присядет с кем-нибудь на десять слов и все!

В какой-то момент мы ее из виду потеряли. Из всех трех великих старая женщина я к ней относилась самый сдержанно, но с полным хорошим сердцем. В то время, когда болела Яблочкина, я в один раз посетила ее в поликлинике.

А в то время, когда болела Евдокия Дмитриевна, никто не сказал, где она и что с ней.

Турчанинова была тонкая артистка: она ни при каких обстоятельствах ничего лишнего на арене не делала. Никаких отсебятин, никаких резких перемещений. Она всегда была весьма верна автору. Это весьма значительно.

Их трех великих старая женщина Малого театра она была внутренне самая непростая и, возможно, самая богатая. Ни при каких обстоятельствах она не просила ролей.

В "Пигмалионе" она играла роль матьн – госпожа Хиггинс. Это была англичанка с головы до ног. Я смотрела на нее и всегда думала: эта женщина возможно лишь таковой. Только иногда у нее рот покривится с юмором – и ясно.

Всегда она приносила собственный собственный взор на роль. Никакого грима, никаких своеобразных линия она не применяла. Лишь внутренний посыл и костюм – выражение лица!"

В 1959 г. Всерусское театральное общество выпустило книгу, посвященную творчеству Е.Д. Турчаниновой и в далеком прошлом уже ставшую библиографической нечастостью.

Русские народные сказки — просматривает Е. Д. Турчанинова


Увлекательные записи:

Подобранные как раз для Вас, статьи:

  • Евдокия Вишнякова

    Дата рождения: 2 мая, 1976 Место рождения: Кишинёв, Молдавия, СССР (Молдавия) Биография Евдокия Вишнякова Счастье — вот оно сильное впечатление. Детство — эра, само собой разумеется, красивая. По-моему…

  • Виталий Соломин

    Биография Виталий Соломин Одно из ослепительных воспоминаний детства — окна в отечественном доме. Между двойными рамами закладывали вату, украшенную осколками елочных игрушек. Окна не по-сибирски…

  • Елена Корикова

    Биография Елена Корикова Елена Корикова появилась в Сибири, в том месте же прошло и все ее ребячество. Возможно, как раз сибирский нрав оказывает помощь ей сейчас достигать удач… Елена ни при каких обстоятельствах не мечтала…

  • Мария Блюменталь-Тамарина

    Биография Мария Блюменталь-Тамарина Мария Михайловна Блюменталь-Тамарина. Одна из великих старая женщина Малого театра, первая заслуженый артистка СССР. Героиня известных кинофильмов 20-30-х гг Кирпичики…

  • Борис Химичев

    Биография Борис Химичев Борис Химичев был рожден на Украине — в селе Баламутовка, Хмельницкой области. на данный момент глядя на ладного, подтянутого семидесятилетнего артиста непросто доверитсяь, что в…

Comments are closed.